Контакты

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы. Какой должна быть уздечка для лошади? Тачаночный тип запряжки

§ 56. Рабочий скот: упряжка и конская сбруя. § 57. Ярмо. § 58. Волокуши, сани, лыжи. § 59. Колесные повозки, чумачество. § 60. Смазка телег. § 61. Водный транспорт. § 62. Бурлаки. § 63. Переноска грузов. § 64. Литература.

§ 56. Рабочим скотом у восточных славян издавна были лошади. Владимир Мономах на съезде князей в 1103 году рисует такую картину русского земледелия того времени: весной крестьянин начинает пахать на лошади, а половец (куманин) ранит его стрелой и крадет у него лошадь (Повесть временных лет. 1103 г.). Легенда, приведенная в «Начальной летописи» под 912 г., рассказывает о смерти князя Олега из-за любимого коня, причем князь приезжает к месту своей гибели верхом. К 964 г. относится рассказ о князе Святославе, который во время военных походов спал без шатра, положив под голову седло, и ел тонко нарезанное лошадиное мясо.

Позднее на Украине и в Белоруссии рабочие лошади были вытеснены волами, правда не повсеместно, а главным образом в степях. В лесах, по узким лесным тропам езда на волах затруднительна. В последние десятилетия волы на Украине и в Белоруссии снова заменяются лошадьми, причем из чисто экономических соображений: плохая лошадь гораздо дешевле, чем пара волов. Иногда в качестве рабочего скота употребляют также коров.

Что же касается русских, то у них рабочим скотом всегда были и по сей день остаются лошади.

Белорусы нередко употребляют для запряжки волов конскую упряжь. У белорусов Черниговской губ. в 1844 г. еще не было деревянного ярма, они надевали на волов лошадиный хомут, подрезая при этом подхомутник, и пользовались при этом дугой (Есимонтовский). В 1895 г. у белорусов Витебской губ. воловья упряжь отличалась от конской лишь тем, что хомут был длиннее, а подхомутник был внизу разделен надвое: на волов хомут не надевают через голову, как на лошадей, а накладывают на шею (Никифоровский). При этом белорусы знают и ярмо, и именно оно является древнейшим из всех видов упряжи, известных восточным славянам.

62. Белорусское ярмо для быка и лошади. Минская губ., Слуцкий уезд

Обычно восточные славяне при запряжке волов применяют дышло с ярмом, а лошадей - две оглобли (укр. голобля) с хомутом и дугой. Мы уже говорили об исключении из этого правила у белорусов, отдающих предпочтение хомуту. С другой стороны, и у белорусов известны примеры, когда на лошадь надевают ярмо; это бывает в тех сравнительно редких случаях, когда в одной рабочей упряжке оказываются вместе лошадь и вол. Для этого существует особое ярмо, изображенное на рис. 62, на лошадь ярмо надевается поверх хомута.

Второе, более последовательное исключение из этого упомянутого правила мы находим у украинцев юго-западной части Украины. Согласно Ф. Волкову, Днепр является здесь этнографической границей, к западу от которой как волов, так и лошадей всегда запрягают с дышлом, но без дуги и хомута. Оглобли на Западной Украине встречаются главным образом у саней, запряженных одной лошадью, и особенно у сохи, а также при так называемой запряжке бовкуном, т.е. когда запрягают только одного вола или одну корову. Это утверждение Ф. Волкова уточняется сообщением о том, что во всей северной части Волыни, например в Ковельском и даже Ровенском уездах, всегда запрягают лошадь с хомутом и дугой (ОР РГО, 1, 309, 323 и др.).

Русские вообще не знают упряжки с дышлом. Если им надо запрячь двух или трех лошадей, они более сильную лошадь (коренник) впрягают в оглобли с дугой, а остальных (пристяжные) припрягают без дуги; к гужам привязываются веревочные или ременные постромки.

Однако в зимнее время езда такой упряжкой по глубокому снегу на проселочных дорогах невозможна, поскольку дороги эти очень узки и предназначены лишь для одной лошади. В таких случаях обычно ездят упряжкой гусем, гуськом. Это название указывает на сходство с полетом диких гусей, летящих всегда вереницей, друг за другом. При этом способе коренника впрягают, как всегда, в оглобли с дугой; впереди него с помощью длинных веревочных постромок, привязанных к гужам, припрягают вторую лошадь, а перед ней - третью. Боясь увязнуть в снегу, первая лошадь не сворачивает с пути, и вся упряжка дружно бежит по дороге. Кучер правит ею с помощью длинных вожжей и еще более длинного кнута. Однако у русских лишь очень зажиточные люди ездят на двух или трех лошадях.

Что касается конской сбруи, то лишь нарядную ременную сбрую делают специальные мастера-шорники. Рабочую сбрую крестьяне изготовляют сами. Материалом при этом служат главным образом пеньковые веревки и веревки из липовой коры и липового лыка. Шлею и гужи делают из пеньки или липового лыка. У белорусов их изготавливают тем же инструментом (так называемые рогульки), с помощью которого плетут себе пояса. У белорусов Черниговской губ. и у русского населения областей, граничащих с Уралом (Уфимской губ. и прилегающих районов), ремень часто вообще отсутствует. Подхомутник (хомутина, кичка) делают из соломы и холста, реже обтягивают кожей. Гужи изготовляют чаще всего из пеньковой веревки, реже - из сыромятных ремней. Седёлку делают из войлока, реже из соломы, обшитой холстом или кожей, а иногда плетут ее из пеньковой веревки; каркас (рус. кобылка, укр. колодочка) - деревянный или железный, с застежкой. Узду (обрать, недоуздок) и повод (укр. темляк), так же как вожжи, чересседельник и супонь, тоже часто делают из пеньки. Русские очень ценят хорошую сбрую и при первой же возможности покупают нарядную упряжь, украшенную жестяными бляшками и бубенчиками. Больше всего щеголяют дугой: ее делают высокой, расписывают и покрывают резьбой. Однако для повседневной работы употребляют низкую, ничем не украшенную дугу.

У русских широко распространено суеверное представление, что если лошадь на ходу распряжется, значит, нарушена супружеская верность.
На рис. 64 изображено приспособление (гибало, бгало), с помощью которого гнут дуги; их изготовляют из серебристой ивы и вяза; об этом см. ниже, § 58.

§ 57. В настоящее время восточные славяне пользуются воловьим ярмом двух типов. Один тип бытует у белорусов (см. рис. 61 и 62). Это ярмо такое же, как болгарское и сербское. Для него характерно отсутствие нижней горизонтальной поперечины, идущей под шеей вола (укр. підгірля, на рис. 63 обозначенное буквой b), и наличие так называемой кульбаки - тонкого вертикального стержня с загнутым нижним концом, который охватывает шею быка с одной стороны и снизу. На рис. 61 и 62 эта кульбака обозначена буквой d.

Другой тип - украинское ярмо (рис. 63), которое ничем не отличается от ярма, распространенного у многих тюркских народов, например у карачаевцев Северного Кавказа. Для этого типа характерно наличие нижней горизонтальной перекладины (b) и четырех вертикальных костылей (с, d), идущих от верхней горизонтальной перекладины к нижней. Из этих четырех вертикальных костылей оба внутренних (d - укр. снози, снізки, смик) укреплены неподвижно, а наружные (с - укр. и белорус. занозы, укр. занізки) легко выдвигаются вверх.

Украинский тип ярма, несомненно, развился из более древнего, который никогда не был зафиксирован у восточных славян, однако наряду с описанным украинским ярмом он встречается и в наши дни у тюркских народов, в особенности у карачаевцев. Карачаевское ярмо отличается отсутствием нижней горизонтальной перекладины (на рис. 636), притом что имеет все четыре вертикальных костыля. Отсутствующую нижнюю поперечину (укр. підгірля) заменяет ремень, охватывающий шею вола или осла снизу. Концы этого ремня привязаны к средней и верхней части внешних вертикальных костылей.

Рис. 63, изображающий украинское ярмо, взят из статьи Ф. Волкова, рис. 61 и 62 с изображением белорусского ярма - из статьи А. Сержпутовского. Белорусское ярмо (рис. 61) применяется при запряжке только одного вола или одной коровы между двумя оглоблями, а белорусское ярмо другого типа (рис. 62) - для одновременной дышловой запряжки вола (слева) и лошади (справа). Лошади надевают деревянную рамку поверх хомута. Кольцо (е), которым крепится дышло, помещается в этих случаях не в середине ярма, а ближе к волу, потому что вол сильнее лошади.

Ниже мы приводим терминологию частей ярма, сохраняя те же обозначения, которые даны на рис. 61-63.

В некоторых районах ярмом называют не только все приспособление целиком, но и его верхнюю часть (а, у украинцев Галиции и Киева). Чаще, однако, ее называют чашовина, чашина, плече. Нижняя горизонтальная перекладина (b) называется підгірля, підгірлиця, підшийок. Названия костылей (с, d) мы уже приводили. Кольцо (е, f), которое служит для соединения ярма с дышлом (укр. ві’я, війце), украинцы называют каблучка, кола- чик, облук, живець, роскрут, белорусы - калач. Это кольцо к ярму привязывают веревкой или ремнем, который называется прибій (е), а к дышлу прикрепляют с помощью палочки (притика, притикач).

§ 58. Древнейшей из существующих в настоящее время у восточных славян повозок, несомненно, следует считать сани. В болотистых местах Севера их до недавнего времени употребляли не только зимой, но и летом. Древний обычай требовал, чтобы покойника даже летом везли на кладбище на санях; кое-где этот порядок сохранился до наших дней.

Сохранился и древнейший тип саней, так называемые волокуши, волоки, волочуги, смычок. В Сибири для перевозки сена срубают две тонких березы, в их стволы, как в оглобли, впрягают лошадь, а на ветки кладут сено. Это приспособление называется волоки. Обычно, однако, волоки, или волокуши, представляют собой две длинные жерди с круто загнутыми наверх концами; эти жерди соединены в двух местах перекладинами. Прямые концы жердей служат оглоблями, а гнутые, обращенные кверху, волочаться по земле. На такую волокушу накладывают снопы, сено, мешки с зерном и т. д. - естественно, в небольших количествах, чтобы слабой лошади было иод силу их увезти. Иногда к середине жердей прикрепляют плетенный из веток кузов.

Самый простой вид собственно саней великоруссы называют дровни. В них нет ни одной металлической части, даже ни одного гвоздя (см. рис. 65). Дровни ставятся на два загнутых спереди полоза длиной в 240 см. Они идут параллельно друг другу на расстоянии 55 см. На каждом полозе укреплено но 4-6 вертикальных стоек (копылья, ед. ч. копыл, укр. копил), высотой примерно в 30 см. На рис. 65 таких копыльев 4 пары. Копылья прочно связаны попарно ветками вяза, черемухи, березы, лещины и др. (так называемые вязья). На верхние концы копыльев насажены прямые четырехгранные брусья (рус. нащеп, нахлёстка, укр. наморжень). На рис. 65 представлен один такой брус. Верхние концы изогнутых полозьев (так называемая головка) также крепко соединены деревянной рамкой, идущей от передней пары копыльев (севрус. чаповица, стужень; укр. стяголь).

К первой или второй паре копыльев прикрепляют с обеих сторон оглобли. Крепятся они кольцом из пеньковых веревок (рус. завёртка, укр. завертень): его складывают вдвое, в середине несколько раз перекручивают и охватывают им копыл; петли на концах также складывают вместе, и сквозь них пропускают концы оглобель, на которых делают специальную выемку. Пропуская оглоблю сквозь петлю, ее держат передним концом назад, когда же петля оказывается на месте, передний конец оглобли поднимают и перекидывают наперед; при этом кольцо затягивается вокруг копыла.

Сани такой конструкции служат главным образом для перевозки грузов. Для езды на них ставят разного вида кузова. Простейший тип такого кузова изображен на рис. 66. Он сделан из нескольких гнутых деревянных жердей, образующих каркас и покрытых липовой корой. Под кузовом укрепляют сделанный из четырехгранных брусков треугольник (севрус. кресло, кряквы, отводины, отводни; укр. біло, крісло), назначение которого - не дать саням перевернуться. Сани, снабженные таким приспособлением, в большинстве случаев имеют особое название: севрус. розвальни, роспуски, пошевни, а с улучшенным кузовом - ко- шева, плетюшка, лежанка, полусанки, повозка. На рис. 67 изображены старые сани из Глухова Черниговской губ., у которых очень сложный кузов, похожий на карету; они напоминают старую русскую колымагу, или каптану, у которой также были двери, а нередко и слюдяные окошки.

Существует приспособление, на котором гнут полозья для саней; этим приспособлением пользуются севернорусские Енисейской губ. Оно называется бало (укр. бгальня) и напоминает приспособление, на котором гнут дуги (рис. 64), но бало имеет еще и ручной ворот для скручивания веревки, привязанной к свободному концу полоза. Перед тем как гнуть полозья, приготовленные дубовые, березовые или другие сучья распаривают либо в специальных помещениях, либо в печах, в банях, а иногда кладут в свежий конский навоз. В последнем случае полозья укладывают рядами на расстоянии 15 см друг от друга. Первый ряд кладут в длину, следующий поперек него и т. д., до 10 рядов по 25-30 полозьев в каждом. В промежутки между каждыми двумя рядами закладывают слой свежего конского навоза толщиной примерно в 20 см и поливают его водой (по ведру воды на каждый полоз). Сверху настилают доски, а на них - слой земли толщиной в 10 см. Полозья лежат там около месяца, после чего их гнут еще горячими.

Гнутые полозья сушат. Для того чтобы они не разогнулись, концы связывают веревкой, соединяют прибитой к ним доской (укр. нарвина) и т. п. Кое-где еще встречаются полозья из выкорчеванных деревьев, т. е. загнутые от природы (копани, копанцы). Такие полозья прочнее и тяжелее, нежели гнутые. Однако деревья такой формы более эффективно применяются при постройке плоскодонок - ими соединяют дно лодки с бортами.

Что касается лыж, то ими пользуются только охотники - на Севере и особенно в Сибири. Делают лыжи обычно из соснового дерева. В средней части лыж прикреплены ремни (юксы), в которые вставляют ногу. Длина лыж обычно равна 140-165 см, ширина - 20 см. Передние, а иногда и задние их концы загнуты вверх. Низ обычно подбит шкурой с оленьих или лошадиных ног (камасы, подволоки, подшивки) или же берестой, чтобы лыжи не скользили в стороны, не скрипели, не примерзали к снегу и не прилипали к нему. На заднем конце лыжи шкура ставится ворсом в обратную сторону, чтобы тормозить на крутых склонах. Лыжи без камасов называются калги. Палка лыжника, снабженная крюком, которым счищают с лыж снег, называется коёк, кухтарь.

§ 59. В 1869 г. этнограф К. Шабунин писал, что в Пинежском уезде Архангельской губ. нет никаких колесных повозок: летом там возили дрова, сено, зерно и пр. на санях (ОР РГО, I, 11). В прибрежных районах Вятской губ. колеса были введены в обиход земской администрацией лишь после 1869 г. (Куроптев. Слободской уезд, с. 158 и 161). Можно привести немало таких сообщений о русском Севере. Совершенно очевидно, что колесный транспорт вошел в обиход недавно, во всяком случае гораздо позже, чем сани.

В Сибири еще и по сей день немало мест, где севернорусские употребляют колеса, не гнутые из цельного куска дерева, а составленные из четырех косяков (корни), т. е. из искривленных кусков березы. Такие колеса значительно прочнее, чем гнутые, но зато изготавливать их гораздо труднее. Теперь колеса, собственно ободья (укр. όбід), обычно гнут с помощью специального приспособления, отличающегося от устройства, на котором гнут дуги и полозья, лишь тем, что бало (южрус. круг, лады; укр. баба, пенёк) у него имеет форму полного круга.

Прототипом колесных повозок можно считать валки, т. е. те бревна, которые подкладывали под тяжелые предметы при их перевозке. У севернорусских существует особое приспособление (так называемые катки) для перевозки бревен: два небольших колеса без спиц, насаженных на толстую ось, к концам которой прикреплены оглобли. Это устройство часто заменяют двумя передними колесами обычной телеги. Кое-где у русских катками называют всю телегу, а у белорусов - только колеса.

Лишь основные части повозки все восточные славяне называют одинаково. Это общие названия - коло, колесо, ось, укр. вісь; обод, укр. обід. Более мелкие детали повозки у отдельных восточно- славянских народов называются по-разному; происхождение значительной части этих названий вполне ясно. Из частей колеса следует назвать ступицу (рус. ступица, ступка; укр. колода, коло- диця), спицы (рус. палец, спица; укр. спиця), шины (название, недавно заимствованное из немецкого языка), втулку (рус. втулка, втулок; укр. маточина, середина).

Части стана повозки следующие: дрога - брус, соединяющий переднюю и заднюю оси повозки (рус. дрога, дрожина, роспуск, грядка; средний брус - лисица, подлисок, подлизок; укр. підтока; у бойков - розвора; в середине повозки - підгерсть, підгейстер, белорус. трайня).

На оси - подушка (укр. насад, белорус. узгалавень); чека (укр. загвіздок).

Деревянный или железный вертикальный стержень, проходящий через переднюю ось и через укрепленную на ней подушку - шкворень (рус. шкворень, шворень, сердечник, курок, стырь или штырь - последнее от немецкого Steuer; укр. шворінь, швірень).

Существуют разные типы колесных повозок. Они отличаются друг от друга главным образом устройством кузова и своим назначением. Древнейший тип - двухколесная повозка; она до настоящего времени известна всем русским под названием одёр, одрец (одровая телега, ондрец), а у южнорусских Тульской губ. носит название вородун. Иногда две оглобли такой повозки образуют одно целое с брусьями, на которых установлен кузов. Біда (укр.) также имеет два колеса, однако это уже явно результат культурных влияний.

Украинцы различают повозки, в которых впрягают волов (воловий віз, у чумаков - мажа), и те, в которых впрягают лошадей (коневий віз). Последние легче, и вместо воловьего дышла у них часто две оглобли. У украинцев широко распространились новые заимствования с Запада: немецкие фургоны, известные в Новороссии под названием молочники (от реки Молочная в Бердянском уезде, где их изготовляют немецкие колонисты - менно- ниты); фуры (укр. хура) и так называемые фурманки (укр. фірманка). Так называемые бендюги распространены как у украинцев, так и у белорусов. Украинский літерняк или літерний віз предназначен специально для перевозки снопов, так же как великорусская сноповозка или хлебная телега. У русского населения восточных районов очень распространена повозка с плетеным кузовом, предназначенная для езды. Ее называют тарантас, каран- дас; благодаря своим длинным гибким дрогам, заменяющим рессоры, она известна так же под названием долгуша, долгушка.

Что касается кузова, то древнейший его тип можно видеть на рис. 68, на котором изображена повозка из Слуцкого уезда Минской губ., известная под названием нарад (название это связано с немецким Rad - «колесо»). На четырех углах этой повозки укреплены четыре вертикальных колышка (белорус. ручка, укр. ручиця), забитых в осевые подушки. Над этими колышками перекинуты дужки из веток, концы которых прикреплены к боковым брусьям повозки. Это и есть основа кузова. Через дужки по бокам повозки пропускают доски соответствующей длины, а дно покрывают липовой корой или также досками - и кузов готов. Когда возят навоз, обычно просто вынимают на поле боковые доски и сбрасывают навоз на сторону, иногда же переворачивают повозку на бок.

Бывает, что те же четыре столбика по четырем углам повозки служат основой кузова устроенного иначе. Стенки этого кузова очень похожи на лестницу, так что украинцы и белорусы называют его драбина, драбки, полудрабок. На рис. 69 - фотография белорусской драбины из Слуцкого уезда Минской губ. На этой фотографии в числе прочего отчетливо видна люшня (лучня, лушня) - дугообразная подпорка, нижний конец которой прикреплен к концу задней оси, а передний - к верхнему брусу кузова. Она крепит одновременно и колесо и кузов.

У русских такой же кузов чаще делают из деревянных дуг, вершины которых укрепляются на дроге. На концы этих дуг кладут две жерди (нахлёстка), а сами дуги покрывают тонкими досками или липовой корой, а иногда оплетают ветками. Повозки с такими кузовами известны у русских под названием роспуск, ерандак, плетюшка. Иногда плетенный из веток круглый или продолговатый кузов (рус. короб, коробок) ставят прямо на дроги. Белорусы делают его четырехугольным и из липового луба (белорус. кош, полукашка).

С тяжелым возом, в который впрягают волов (так называемая мажа), связано представление о своеобразном украинском промысле чумаков (солевозов), ныне уже исчезнувшем. Чумаки - возчики, ездившие на Азовское море за солью и на Дон за рыбой; одновременно они вели торговлю рыбой и солью. Нередко чумаку принадлежал десяток и больше очень прочных возов, в которые запрягалось по паре сильных серых волов. Чумаки никогда не ездили в одиночку, а собирались целой группой (валка) и выбирали из своей среды главного (отаман). Волов они по дороге пасли и сами варили обеды и ужины из взятых с собою из дому продуктов. На возу отамана всегда везли в качестве живых часов петуха, на Украине существовали целые села, в которых жили исключительно чумаки. В 1892 г. с постройкой железной дороги этот промысел резко сократился и вскоре совсем исчез.

§ 60. Некоторые соседние с русскими народы употребляют для смазки осей масло. Чуваш, прежде чем отправиться на повозке в путь, набирает в рот масла, пережевывает его, кладет на ладонь и смазывает им оси. Восточные славяне, однако, употребляют при смазывании осей исключительно деготь, который находит применение и при дублении кожи (§84).

Лучший, так называемый товарный деготь выжигают из березовой коры. Такой деготь употребляют не как смазку, а только для смягчения кож. Точно так же теперь для смазывания осей используют деготь из сосны, и особенно из сосновых корней. Колесный деготь выжигают из смеси обоих видов дерева.

Усовершенствованный способ смолокурения, а именно в железных котлах, был введен в России лишь с 1730 г. До этого было распространено так называемое выжигание в ямах - способ, встречающийся и в наши дни. Украинцы называют дегтярни майдан - слово, заимствованное из турецкого языка. В каком- либо сухом месте выкапывают в земле яму конической формы, основанием конуса кверху. Стенки ямы утрамбовываются, а на дно ставят большой сосуд из железа или глины и прикрывают его сверху железной решеткой или чем-либо подобным. Нередко вместо сосуда делают подъямник, т.е. выложенную глиной или кирпичом небольшую яму, в которую должен стекать деготь. Из этой нижней (второй) ямы или из сосуда на дне ямы выводится труба для стока дегтя.

Большую верхнюю яму заполняют березовой корой и смолистым деревом, особенно сосновыми корнями (так называемое смольё). Сверху кладут мох, а на него - землю и траву. Заложенное в яму топливо поджигают через отверстия, оставленные сбоку ямы или сверху. Когда топливо загорается, их засыпают землей. В нижнюю яму стекает деготь. Позже, чтобы удалить влагу, в яму бросают горячие камни.

Еще чаще встречается смолокурение в больших глиняных сосудах, так называемых корчагах. На дно продолговатой ямы ставят несколько таких огромных корчаг. Их закрывают специальными крышками, тоже глиняными, с воронкообразными отверстиями в центре. На крышку ставится вверх дном точно такая же большая корчага, набитая берестой и сосновыми дровами. Все это засыпают землей, так что виднеется лишь 0,6 верхней корчаги. Над ней жгут дрова. В раскаленных корчагах береста и сосна тлеют и выделяют смолу, стекающую в нижние корчаги.

§ 61. Древнейшими средствами передвижения по воде, сохранившимися у восточных славян до наших дней, следует считать плот, паром и так называемую комягу. Их объединяет то, что все они являются сочетанием двух или нескольких плавучих объектов.

Теперь плоты служат только для сплава леса, однако прежде они, несомненно, являлись также средством передвижения по воде. Плоты делают следующим образом: спустив бревна на воду, их связывают друг с другом ветками, главным образом березовыми. Из веток делают кольцо (хомут) такого размера, что он свободно охватывает два соседних бревна: его надевают на концы этих бревен (см. рис. 70). Затем поперек этих бревен кладут длинную березовую или сосновую жердь (белорус. жересть, севрус. ром- шина); хомут перегибают через эту жердь. В образовавшуюся при этом петлю хомута загоняют под жердью клин (см. рис. 70, справа), крепко связав таким образом пару бревен. Следующую пару бревен этим же способом привязывают к той же самой жерди. Другая такая жердь накладывается на противоположные концы бревен, и их связывают таким же образом. 25-50 связанных друг с другом бревен образуют звено (так называемый челён) однорядного плота (белорус. тарок) и из таких звеньев затем составляют большие плоты (севрус. пором, белорус. грабёнка).

На концах большого плота имеются весла (гребки), выполняющие функцию руля. Они изображены на рис. 71. Чтобы сделать такое правило, поперек плота кладут два длинных бревна и привязывают их ветками. К концам этих бревен привязывается поперечина (собачина) и в сделанные на ней выемки вкладываются весла. На плоту устанавливают также шалаш для плотовщиков. Около шалаша насыпают землю, на которой разводят костер для приготовления пищи.

Чтобы плот причалить, пользуются специальным колом (прикол, рис. 72). Его втыкают в берег, однако нередко плот утягивает с собой и прикол и рабочего, им орудовавшего. При этом прикол пропахивает землю, как плуг.

Плоты для доставки дровяного леса называются оплотник, обруб, а составленные из нескольких звеньев - кошма. Такие плоты огорожены со всех сторон своего рода клеткой из длинных жердей. Место, где связывают плоты, русские называют плотбище, а белорусы - рум.

Комяга (рис. 73) представляет собою небольшой плот из двух выдолбленных древесных стволов. Каждый из этих стволов - грубо обработанное корыто, такое, из которых кормят скот. У белорусов такое корыто также называют камяга. Очевидно, это значение слова - исконное (ЕѴѴ, I, 553). У русских комяга известна под различными другими названиями: колоды, т.е., собственно, грубо обработанное корыто для кормления скота (под этим названием известен изображенный на рис. 73 экспонат из Ярославля, который

находится в Русском музее в Ленинграде), корытни, баты, бусы (ср. древнесканд. Bussa). Белорусскую комягу, севернорусские олонецкие ругачи и вологодские чупас делают иначе: к корыту из осиновой колоды с каждой стороны прибивают по бревну.

Гребец в комяге одной ногой стоит в одном корыте, а другою - во втором и движется вперед, отталкиваясь от дна, т. е. упираясь шестом в дно озера или пруда. В комяге, состоящей из одного корыта, стоят на коленях. Такое же сооружение, состоящее из двух больших лодок с навесом, теперь известно под старым названием пором. Оно предназначено главным образом для переправы повозок через большие реки, там, где нет мостов.

Лодки очень разнообразны, однако из названия еще разнообразнее их типов. Чаще всего встречаются лодки, сделанные из цельного ствола, главным образом из осины (см. рис. 74, на котором изображена белорусская лодка даўблёнка из Игуменского уезда Минской губ.). Украинцы и севернорусские распаривают лодки из осины над огнем: лодку при этом устанавливают на столбах на высоте одного метра, разводят под ней огонь и непрерывно поливают ее водой. В распаренное таким образом корыто вставляют изогнутые распорки (севрус. упруги, укр. цурки), длину которых постепенно увеличивают. По бортам набивают доски (набойки, нашивки), увеличивающие глубину лодки. Такая лодка называется дуб (староукр. чайка, севрус. набойница, а без боковых досок стружок). Такие же лодки, но просто долбленные, которые не распаривают и не расширяют над огнем, имеют другие названия (севрус. бат, белорус, даўблёнка, укр. душогубка). Лодки, сделанные из одного ствола и имеющие киль, называют каюк. Общее название для небольших судов чёлн (укр. човен), лодка.

Более крупные суда чаще всего носят названия, заимствованные из чужих языков (укр. галяра; белорус. гиляра, берлин, лайба; рус. карбаз, шлюпка, барка, баркас и др.). Широко распространено обыкновение называть суда по тем рекам, по которым они плавают или на которых были построены. Таковы гусянки, белозерки, унженки, мокшаны, коломенки, суряки, тихвинки и многие другие.

§ 62. До появления пароходов на Волге и на многих других реках суда, шедшие против течения, приводили в движение люди; этим занимались бурлаки. К мачте судна привязывали короткий толстый канат (бурундук), на свободном конце которого имелся блок. Через блок была пропущена бечева - длинная веревка, за которую и тащили судно вверх по течению идущие по берегу бурлаки. На конце бечевы на расстоянии 6 м друг от друга имеются петли (ушко). Сквозь ушко продевается прочная веревка (тонька, хвост) длиной от 2 до 4 м. Привязанный к концу веревки деревянный шар (чебурах, чубурок, чапурок) удерживает каждую веревку в петле, а на другом конце хвоста укреплено железное кольцо. К этому кольцу прикрепляется широкая ременная лямка, перекинутая через плечо бурлака. Впереди идет наиболее сильный и опытный бурлак (шишка), за ним - остальные, и последним - снова опытный бурлак, так называемый завозня, который обязан, между прочим, снимать (ссаривать) бечеву с камней и кустов, за которые она цепляется. Берег, вдоль которого идут бурлаки, обычно носит название бечева, бечевник, а также сакма. Иногда судно тянут за два каната (на две бечевы) или к основной бечеве привязывают вспомогательную (подсада).

Описанный способ, при котором судно тащили люди, был позже заменен конской тягой, рабочие же правили лошадьми, тянувшими бечеву но берегу, или крутили ворот, чтобы вытащить из воды канат с якорем, с помощью которого шло судно (конноприводные суда, заменившие кабестаны, позднее вытесненные пароходами). С появлением пароходов бурлаки превратились в матросов, которые и но сей день частично сохраняют старые традиции волжских бурлаков. Плотовщики же, которых до наших дней иногда называют бурлаками, не имеют к пароходам никакого отношения.

Бурлачество - промысел, которым занимались главным образом русские. Значительно реже встречался он у белорусов. Еще в 1905 году И. Абрамов наблюдал белорусов, которые тащили вверх по Днепру в город Смоленск барки, груженные камнем. Бурлацкие артели объединяли выходцев из северно- и южнорусских губерний, и такие непосредственные контакты способствовали культурному сближению этих двух групп восточных славян (§ 2).

В старые времена народ считал бурлаков свободными, ничем не связанными людьми, «вольными казаками», людьми опытными, знакомыми с жизнью чужих земель и с городской культурой. Это представление, однако, давно уже изменилось: слово «бурлак» означает теперь грубого, неотесанного человека или бездомного бродягу и сельские жители стали смотреть на этих людей свысока.

§ 63. Остается рассказать еще о переноске грузов. Чаще всего груз несут на плечах. При этом употребляют коромысло (укр. коромисло), имеющее большей частью изогнутую, дугообразную форму. Однако у белорусов встречается и прямое коромысло (рис. 75). Русские женщины носят на коромыслах на реку мокрое белье, причем они не вешают его в корзинах на концы коромысла, а накладывают поровну на оба его конца. Считается особенно ловким нести коромысло с грузом на одном плече.

Для переноски грузов в пути у севернорусских имеется немало приспособлений на лямках, наподобие ранца; это крошни, кузов (севрус., рис. 59), сума, пестерь. Такие же лямки севернорусские прикрепляют иногда прямо к различным сосудам из березовой и липовой коры; это называется обротать сосуд, сделать на него, обротку. Реже всего носят за плечами корзины с маленькими детьми. Южнорусские и другие восточные славяне обычно носят мешки не на спине,
а через плечо.

На судоходных реках, особенно на Волге, в Нижнем Новгороде и Рыбинске, существует особый промысел, так называемые крючники, т.е. рабочие, которые перетаскивают мешки с зерном и другие грузы. У них имеется прикрепленный к короткой веревке крюк, которым они придерживают сверху мешок с зерном на своих плечах. На спине у них иногда особая подушка, уменьшающая давление ноши. Сильный грузчик (горбач) переносит на спине мешок весом 150 кг.

Из более редких способов следует упомянуть переноску тяжестей на голове. Этот способ принят у русских торговцев, которые нередко сперва кладут на голову мягкую круглую подкладку (из кожи и т. п.), а уже на нее ставят корзину или сосуд с разными товарами, чаще всего с продуктами. Севернорусские носят иногда за кошлами, на кошлах детей старше года, т. е. таких, которые уже могут держаться руками за шею того, кто их несет. Ребенок руками охватывает шею, а ногами талию несущего, который поддерживает руками ножки ребенка.

§ 64. Литература. О запряжке и сбруе говорится в работах: Есимонтовский Г. Сельское хозяйство в Суражском уезде Черниговской губернии. Ч. I. СПб., 1846, с. 51-53; ЖМГИ. СПб., 1844, ч. XI, с. 250; там же, ч. XII, с. 3-5; там же, 1845, ч. XV, с. 8, 17, 104; далее, об этом говорится в работах Никифоровского, Романова и Сержпутовского, приведенных в § 22. Рис. 61 и 62 взяты из статьи А. Сержпутовского, а рис. 63 - из статьи Ф. Волкова, названной в § 6.

Сани и колесные повозки рассматриваются в трудах: Ефименко П. Кустарные, отхожие и некоторые сельские промыслы в Сумском уезде. Харьков, 1882 (Труды комиссии но исследованию кустарных промыслов Харьковской губернии, вып. I, с. 18 - 34);
Филиппов Н. А. Кустарная промышленность России. Промыслы по обработке дерева. СПб., 1913, с. 257-296; Рудченко И. Я. Чумацкие народные песни. Киев, 1874, XIIІ+257 с. Рис. 65 и 66 взяты из упомянутой в § 22 статьи Н. А. Иваницкого, но улучшены здесь нами; рис. 67 сделан по фотографии Харьковского музея Слободской Украины; рис. 68 - из названной в § 22 работы А. К. Сержпутовского; рис. 69 сделан по фотографии, принадлежащей Русскому музею в Ленинграде.

О дегте идет речь в книге «Материалы по описанию промыслов Вятской губернии» (вып. III, Вятка, 1891, с. 1 - 216) и в уже названной выше статье Г. Есимонтовского.

О судах: Корнилов И. П. О лесопромышленности по реке Унже и о строении близ гор. Кологрива гусянок. - Этнографический Сборник РГО, вып. VI, СПб., 1864, с. 1-34. Рис. 70-72 взяты из названной в § 22 статьи Н. Иваницкого; рис. 74 воспроизводит фотографию, принадлежащую Русскому музею. О древнеславянских транспортных средствах и повозках см. Niederle L. Život stzrych slovanů. Dilu. III, swazek 2. Praha, 1925, c. 437-462.

О бурлаках см.: Вернадский Ив. Исследования о бурлаках. - ЖМВД. Ч. XXIII. СПб., 1857, апрель, с. 71-118 и ч. XXIV. СПб., 1857, май, с. 1-42; Абрамов И. Бурлаки на Днепре. - ЖС. XV, 1906, вып. 2, смесь, с. 35-36. Об отношении народа к бурлакам и о их влиянии на фольклор см.: Зеленин Д. К. Великорусские сказки Вятской губернии, Пг., 1915 (Записки РГО по отделению этнографии, т. XLII), вводная статья, с. XXVIII-XXXVI.

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Хорошая упряжь для лошади не менее важна, чем условия её содержания и рацион питания. Именно качественные упряжные элементы предохраняют животное от травм и снижают нагрузку во время работы.

Однако, упряжь бывает разная, поэтому перед начинающими коневодами часто встает вопрос – какую именно выбрать? Разновидности и состав лошадиной сбруи мы и рассмотрим в этой статье.

Сбруя – основные элементы

Самая распространенная упряжь для лошади состоит из сбруи и хомута. Каждая деталь должна подходить животному по комплекции и размерам, индивидуальным для каждого коня.

Важность конской сбруи подчеркивает тот факт, что с давних пор на неё денег не жалели и берегли, как зеницу ока. Чаще всего её изготовляли на заказ, тщательно подгоняя под конкретное животное. В настоящее время готовую сбрую можно купить либо на рынке, либо в специализированном магазине.

Основными составными частями упряжи являются: хомут, уздечка для лошади, дуга, подбрюшник, вожжи и шлея, по необходимости добавляют и дополнительные элементы.

Готовая магазинная упряжь стоит дешевле заказной, но никто не даст гарантии, что все элементы покупной упряжи идеально подойдут лошади. В связи с этим опытные коневоды рекомендуют все-таки подбирать каждый элемент по отдельности, ориентируясь на параметры конкретного животного.

Хомут является важнейшим и обязательным упряжным элементом. Именно через него происходит передача тягового усилия на повозку или сани. Хомут необходимо располагать на шее коня таким образом, чтобы он не стеснял свободу движений и не мешал свободному дыханию. Он не должен быть ни излишне длинным, ни чересчур широким. В противном случае можно повредить кожный покров коня или нанести ему другие повреждения, снижающие тяговое усилие. Чтобы закрепить этот элемент правильно и надежно, шлея должна быть прочной и крепкой.

Назначение шлеи – удерживать на месте хомут, особенно в те моменты, когда животное спускается под уклон или тормозит после осаживания. Её подгоняют таким образом, чтобы между седалищными буграми животного и ободочным ремнем можно было втиснуть человеческую ладонь.

Состоит шлея из нескольких ремней. Изготавливают шлею из прочной и качественной кожи, что придает её необходимые характеристики. Размеры этого элемента необходимо определять точно, исходя из параметров конкретного животного. Неверный размер шлеи может привести к потертостям и прочим повреждениям кожи лошади.

Также надежность и срок эксплуатации всех упряжных элементов сильно зависит от качества подпруги. Её делают исключительно из хорошей кожи, поскольку этот материал не раздражает животного и плотно прилегает к его корпусу.

Самой сложной частью конской упряжи специалисты считают узду.

В её состав входят: поводья, удила и недоуздок, который обхватывает голову коня. Самой практичной считается так называемая походная уздечка, которая дает возможность вести лошадь с помощью дублирующих поводьев, и позволяет поить её, не распрягая.

Также обязательно в составе любой упряжи присутствуют вожжи, которые бывают как кожаными, так и текстильными.

Такая часть сбруи, как седелка, предназначена для закрепления и поддержания всей запряжки с помощью чересседельника. Седелка также участвует в передаче тягового усилия и в распределении его по спине коня. Различают лежачую и горбатую сиделку. На спине седелка держится с помощью подпруги.

Чересседельник пропускается через седелку (откуда и название), а затем за два конца крепится к правой и левой оглобле. Он также отвечает за поддержку веса дуги, оглобель и хомута, и за передачу тягового усилия на седелку.

Подбрюшник, как и чересседельник – это кожаный ремень. Оба этих ремня соединены между собой с помощью кольца и крепятся к оглоблям посредством петель. Подбрюшник также фиксирует положение упряжи на животном. Его пропускают под подпругой и крепят за два конца к обеим оглоблям. Важно помнить, что высота оглобель над землей должна быть оптимальной – не слишком высокой, но и не заниженной.

Важный элемент лошадиной сбруи – дуга. С её помощью хомут крепится к оглоблям при помощи гужей. Также дуга выполняет функцию амортизатора в случае резких рывков или сильных толчков, поэтому она должна быть не только прочной, но и упругой.

Оглобли должны быть равными по длине.

Изготавливают их обычно из прочной древесины.

Важно, чтобы сбруя была высокого качества и максимально подходила лошади по её размерам. Помимо этого, она должна быть легкой и простой в ремонте.

Упряжь бывает разной. По своему назначению она делится на:

  • сельскохозяйственную;
  • транспортную;
  • выездную.

Сельскохозяйственная, в свою очередь, делится на одноконную и пароконную.

Транспортная предназначена для перевозки больших весов, поэтому обычно предусматривает запряжку нескольких лошадей (двух, четырех, шести и так далее).

Выездная упряжь относится к парадной, поэтому число животных в ней может различаться.

Все разновидности сбруи также делятся на одноконные, пароконные и многолошадные.

Для сельхозработ чаще всего используют одноконную упряжь. При парной запряжке лошади могут стоять рядом друг с другом, а могут – и друг за другом. Рассмотрим эти разновидности поподробнее.

Строение уздечки для лошади

Одноконная

Одноконная упряжь может быть дуговой и бездуговой. Как понятно из названия, с её помощью запрягается одна упряжная лошадь. Дуговая состоит из: дуги, хомута, гужей, супони, оглобель, сиделки, чересседельника, шлеи, уздечки и вожжей.

При использовании бездугового варианта функцию хомута выполняет шлея, принимая на себя основной вес повозки. В её состав также входят: ременные горты, оглобли, уздечка, вожжи и так далее. Другое название такой упряжи – оглобельно-постромочная. Нередко в таком варианте применяют более короткие оглобли, которые крепят не к хомуту (которого нет), а к седелке, лежащей на спине животного.

Постромочно-дышловая упряжь

Такой вариант одинаково хорошо подходит как для запряжки одной, так и двух лошадей. Основная часть такого варианта – дышло, жестко прикрепленное к оглоблям.

Однако, особенно если такая упряжь используется при тяге двухколесного оборудования, кони нередко травмируются из-за того, что дышло слишком сильно давит на хомут. Чтобы этого избежать и повысить работоспособность лошади, специалисты советуют надевать седелку и затягивать постромки чересседельником.

Такой вид сбруи очень прост, но крайне неудобен. Это связано с тем, что при поступательном движении трудно удержать повозку. Данный тип предусматривает передачу тягового усилия от хомута напрямую через постромки, без оглобель.

Из-за их отсутствия при торможении повозка часто наезжает на коня, поэтому она должна иметь собственный тормоз.

Тачаночный тип запряжки

Предусматривает запряжку сразу четырех лошадей, стоящих рядом друг с другом. В настоящее время встречается редко, чаще всего – в постановочных шоу. Такая упряжь относится к постромочно-дышловой. С помощью центрального дышла запрягают центральную пару животных, а постромками, прикрепленными к вагам – боковых (справа и слева).

Комбинированная запряжка

Эта разновидность типична для стран Европы, и предусматривает сразу большое количество коней (обычно – от шести до восьми). В состав такой упряжки входят как дышло с постромками, так и оглобли.

При использовании такого варианта на первый план выходит подбор лошадей по ростовым и силовым показателям. Так, коренники должны быть высокими и крепкими, чтобы у них хватало сил удержать повозку.

Пристяжные лошади (в паре или в тройке с коренными) запрягаются при помощи постромок и отвечают за поворот всего экипажа. Перед коренниками ставятся кони, называемые выносными. Их также запрягают посредством постромок. Основная их задача – задавать общее направление.

Воловьи упряжки и велосипеды.
Да, это наиболее распространенные виды транспорта на острове. И если первым эндемичным пользуются лишь туристы, то вторым – демократичным – и туристы, и местные жители.
Воловьи упряжки – достаточно распространенный вид транспорта на планете в былые времена, сохранился, как уверяют многие, лишь на Ла-Диге. Ни один рекламный буклет или путеводитель по острову не обходится без картинки с живописным добродушным волом, запряженным в простецкую крытую повозку. Экзотика. Когда я оформлял тур на Сейшельские острова в турагентстве, то отказался от всех трансферов, но трансфер от пристани до гостиницы на воловьей упряжке мне практически навязали и я, движимый больше любопытством, нежели желанием прокатится на корове, согласился. Ждал битый час на пристани эту повозку, но вместо нее приехало обычное такси. Короче, так я, в отличии от большинства отдыхающих на Ла-Диге, на сем виде транспорта лично и не покатался. Зато часто видел, как эти самые повозки со скоростью черепахи перевозят с десяток раскрасневшихся от жары и удовольствия туристов. Регулярных маршрутов у извозчиков нет, но Вы всегда сможете их найти на «парковке» возле пристани в Ла Пассе и совершить вояж в любую точку острова, докуда у Вас денег и терпения хватит.
С велосипедами все попроще, особенно если Вы умеете на нем сносно ездить. Пунктов проката великов на Ла-Диге предостаточно, как при отелях, так и частных в каждом поселке. Стоимость – около 50 рупий за день. Чаще всего предлагают горные велосипеды, поскольку практически все дороги на острове ведут через пересеченную местность, а местами эти дороги сами очень напоминают сильно пересеченную местность. Впрочем, не смотря на это, а также на жару, из-за которой педали крутить совсем уж нудно, велосипеды пользуются очень большой популярностью. Возле каждого ресторана или магазина существуют специальные парковочные места для великов, причем специально оборудованные.
Вот только для меня остается загадкой, почему ла-дигцы до сих пор не воспользовались такими плодами цивилизации, как велосипедный звонок, зеркало заднего вида, и, особенно – фонарь. Ночью по неосвещенным дорогам острова пешком-то сложно пробираться, а уж на велосипеде и подавно… Впрочем, ночью спать надо… Короче – продаю идею – кто хочет разбогатеть – приезжайте на Ла-Диг велотюнингом заниматься…
Есть на острове, разумеется и обычные машины. Одна полицейская (но несколько полицейских велосипедов), одна скорая помощь, несколько грузовиков, четыре-пять такси - одна обычная машина, остальные – джипы-полугрузовики, у которых в кузове вдоль бортов установлены сидения. Есть и «маршрутные такси» – китайские грузовики-малютки «Исузу», у которых также в открытом кузове вдоль борта установлены сидения, обычно битком набитые местными жителями. Но как пользоваться этими «маршрутками» я так и не разобрался, ибо чаще всего пользовался еще более популярным островным видом транспорта, чем велосипеды – собственными ногами…
В заключении расскажу о дорожной сети Ла-Дига. Основная дорога острова идет вдоль западного побережья, начинается она возле залива Сурс д’Аржан в поселке Юньон, затем проходит через поселок Ла Реюньон (около километра пути), далее ведет к поселку Ла-Пасс с пристанью (еще с километр), потом начинает петлять в сторону самой северной точки острова (и еще чуть больше километра), после чего резко поворачивает на юг и идет вдоль восточного, малонаселенного берега. В конце концов (через три километра) она обрывается тупиком в заливе Фурми.
Другая «главная» дорога ведет через центр острова в залив Гран. Начинается она у пристани в Ла Пассе, потом полукругом обходит подножие хребта Ни д"Эгль, у заповедника мухоловок разделяется на два «рукава», один из которых ведет напрямую в Ла Реюньон (длина отрезка – 800 метров), а другой продолжает свое движение к заливу Гран. Через некоторое время от «основной дороги» отделяется еще одна дорога, на этот раз – в Юньон (расстояние до него – один километр), ну а дальше «главная», то поднимаясь в гору, то проваливаясь вниз, через километра полтора упирается в залив Гран.
Осталась последняя, самая трудная дорога – к Бель Вю, на хребет Ни д"Эгль. Начинается она недалеко от заповедника мухоловок (ответвление от «второй главной» дороги острова), по прямой по ней можно преодолеть расстояние около километра, но это если у Вас есть крылья. Если нет – петлять Вам по крутому серпантину не меньше часа…
Кроме основных перечисленных мною дорог на Ла-Диге есть еще несколько тропинок, продолжающих направления основных дорог, например от Юньона в глубь залива Сурс д’Аржан, от залива Гран в обе стороны вдоль берега – к заливам Гран Анс на юге и бухте Коко на севере, от Бель Вю на хребет Ни д"Эгль, но последняя - же совсем для подготовленных пешеходов, если не сказать – скалолазов…

ЗАПРЯЖКА , специальное приспособление, служащее для передачи силы от упряжного животного к повозке или машине; запряжка должна облегчать правильное движение повозки или машины и быть удобной для упряжного животного; запряжка составляется из эластичных частей (ремни) и из пружинящих (изогнутые оглобли, дуга и т. д.). Для непосредственной передачи силы упряжного животного через плечевое соединение служит обыкновенно хомут или шлея ; далее сила передается через оглобли или постромки , вальки и дышла .

Хомуты делаются обыкновенно раздвижные, для удобства надевания на лошадь: они надеваются через голову, реже - сбоку лошади (система Форбриха, фиг. 1). Обе половины хомута, так называемые клещи , стягиваются внизу веревкой или ремешком (супонь ). Клещи хомута делают из дерева, подбивают войлоком или шерстью и обшивают мягкой кожей; вес хомута для рабочих лошадей - 6-9 кг.


От хомута к валькам идут ременные, веревочные или цеповые постромки . Лучшими считаются цеповые; отвисая и раскачиваясь во время работы, такие постромки играют роль пружин. Длина постромок д. б. определенная, т. к. от нее зависит глубина хода орудия, увеличивающаяся при длинных постромках и уменьшающаяся при коротких. Постромки к хомуту прикрепляются на 5-10 см выше гужей , идущих к вальку дышла. Для уменьшения давления на хомут постромки часто подтягивают веревкой или ремнем (чересседельник ), перекинутым через спину лошади и опирающимся на седёлку .

Состоит из грудного ремня f (фиг. 2), до 14 см шириной, с несколько более широкой войлочной подкладкой; ремень f поддерживается спереди шейным ремнем а; в упряжи рабочих лошадей от седёлки с идет другой ремень b, поддерживающий шлейку; третий ремень d, идущий от седёлки, заканчивается снизу подпругой е. При дышловой запряжке к шейному ремню а часто присоединяют цепи.

Для прикрепления вожжей служит узда (фиг. 3), которая у рабочих лошадей состоит из ремней: затылочного а, лобного b, подглоточного с, щечного d, носового, или храпового, е и нижнечелюстного f; к ремням d и f присоединяются помощью колец удила; к этим же кольцам прикрепляются вожжи g. В недоуздках нижнечелюстной ремень соединяется с подглоточным при помощи особого ремня-подбородочника.

Вальки и ваги . а) При одноконной запряжке применяется обыкновенно простой деревянный валек длиной 0,7-0,9 м. На концах валька (фиг. 4) делаются зарубки для прикрепления постромок. Средняя часть обыкновенно оковывается, и в этой оковке проделывается ушко для продевания упряжного крюка. Длина валька не влияет на правильность хода плугов и других орудий и выбирается в зависимости от ширины лошади, с тем расчетом, чтобы идущие от валька постромки не терли боков лошади. В то время как у нас железные вальки не получили распространения вследствие большой тяжести и дороговизны, в Америке они весьма распространены. Более усовершенствованные вальки снабжены приспособлениями, удерживающими постромки от соскакивания и поддерживающими валек при заездах лошади на весу (система Даудена), но они вследствие сложности у нас не применяются.

б) При пароконной запряжке вальки присоединяются к общей ваге (фиг. 5). Длина ваги не играет роли при запряжке сельскохозяйственных машин, но оказывает существенное влияние на правильность хода бороздовых орудий (например, плуга, почвоуглубителя). При запряжке обыкновенно на это обращают мало внимания, но рабочая длина ваги, т. е. относительное расположение вальков, д. б. строго согласовано с шириной борозды; иначе, если вага будет длиннее указанного размера, то лошадь, идущая по борозде, будет отодвигать вагу влево, по направлению непаханого поля, что вызовет увеличение ширины борозды и неправильный ход плуга.

в) При трёхконной запряжке вага д. б. еще более массивной, чем при пароконной; расположение места прикрепления упряжного крюка д. б. таково, чтобы расстояния от концов ваги относились друг к другу, как 1:2. К более короткому концу присоединяется пароконная вага с двумя вальками (фиг. 6), а к более длинному концу - один валек.

На фиг. 7 представлена трехконная вага системы Рансома: упряжной крюк с передвигается по гребенке ваги b в зависимости от силы тяги лошадей; ширина пароконной ваги (в местах, обозначенных буквой а) может быть изменена в зависимости от ширины борозды.

Вследствие неравенства в силе лошадей, особенно при многоконной запряжке, трудно установить правильную длину вальков и ваг; кроме того, лошади работают не с одинаковым напряжением; вследствие этого вага в работе перекашивается, что вызывает неправильный ход орудия.

Поэтому возникли конструкции т. н. уравнительных запряжек , в которых в том случае, когда одна из лошадей начинает тянуть слабее, она оттягивается силами других лошадей назад, что заставляет ее опять напрягать силы. Из уравнительных трехконных запряжек получил распространение трехконный составной валек системы Мак-Гоя (фиг. 8а и 86). Разъединяя эту вагу, можно получить одноконный валек и отдельно пароконную вагу.

г) При четырехконной запряжке , в зависимости от рода сельскохозяйственных машин, лошадей запрягают или в один ряд или попарно цугом. 3апряжка первого рода (фиг. 9) применяется для тяжелых дисковых культиваторов и для сложных уборочных машин.

К основной ваге АА присоединены две парные ваги ВВ, а к последним одноконные вальки СС. 3апряжка цугом применяется при работе плугами и жатвенными машинами, так как в один ряд, по условиям работы, расположить лошадей нельзя. Наиболее распространена запряжка, при которой передняя и задняя пары лошадей связываются цепью или канатом с крюком регулятора. Недостатком такой запряжки является то, что одна пара лошадей может работать за счет другой, если они недостаточно дружны в работе. Во избежание этого рекомендуют различные системы уравнительных запряжек, одна из которых состоит в присоединении блока (фиг. 10).

Уравнительная цепь АВ охватывает блок С диаметром 15 см, прицепленный к регулятору. При таком способе запряжки каждая пара находится в зависимости одна от другой: если передняя пара В замедляет свой ход, то в то же время цепь А задней пары лошадей подается вперед, отчего цепь В натягивается, и передняя пара невольно должна тянуть; вследствие этого сила двух пар лошадей действует на орудие или машину одинаковым образом.

д) При шести- и восьмиконной запряжке каждая лошадь теряет от каждой припряженной к ней лошади 6% своей силы, а потому эти запряжки, в которых потеря составляет 30- 40%, невыгодны и применяются весьма редко. В случае шестиконной запряжки можно рекомендовать применение штильваги Мак- Гоя, причем отношение длин плеч штильваги д. б. равным 2:1; к длинному плечу присоединяется при помощи цепи передняя пара, а к заднему, при помощи вышеописанного уравнительного блока, - две задние пары лошадей.

Модераторы . Так как упряжные животные, особенно лошади, работают отдельными импульсами, а сопротивления почвы при пахоте и растений при уборке урожая неодинаковы, то лошади во время работы испытывают ряд толчков, понижающих их работоспособность. Поэтому за границей распространено включение в запряжки особых пружинных модераторов, которые во время толчка принимают на себя действующую силу, которую отдают в следующий момент, вследствие чего резкие толчки сил сопротивления передаются упряжным животным не полностью. 3апряжки с включением пружин в постромки или в валек применяются в Швеции (система Сидена) и в США (система Вильсона). 3авод Рудольфа Сакка выпускает к тяжелым плугам и сеялкам особые предохранители, снабженные буферной пружиной на силу от 600 до 1200 кг (фиг. 11).

Оглобельная запряжка применяется в сельскохозяйственных машинах крайне редко, т. к. она стесняет управление машиной и орудием и вызывает неприятные и вредные для упряжных животных толчки, вследствие более жесткого присоединения машины к животным. Непосредственно оглобельную запряжку применяют только при работе сохой и косулей; в других случаях (конные грабли, сеялки, косилки) в запряжку включается также валек, с таким расчетом, чтобы сила передавалась к машине непосредственно через него, а оглобли служили только для поворотов (фиг. 12).

Дышло применяется при работе машины заездами и для перевозки машины в поле. К дышлу присоединяется вага с вальками, которые обыкновенно расположены снизу, чтобы ослабить давление, передаваемое через хомуты на холку лошадей. Спереди к концу дышла присоединяется грудной валек, прикрепляемый к хомутам. В тяжелых машинах и орудиях необходимо применение двухколесного передка или одноколесного дышлодержателя (фиг. 13), который воспринимал бы передаваемые от них толчки; дышло в этом случае состоит из двух частей: задней, более короткой, которая присоединена к машине и передку жестко, и передней, которая присоединена шарнирно в вертикальном направлении.

3апряжка в конные приводы . При работе на конных приводах, особенно при соединении с молотилкой, получаются постоянные толчки, вызывающие неравномерный ход лошадей. Поэтому полезно присоединять различные пружинящие приспособления, например, системы Гепфнера (фиг. 14).

К водилу присоединяется при помощи хомутов bb дубовый или березовый брусок а от 10 до 12 см толщиной. Посредине этот брусок отделен от водила вставкой с; к концу бруска шарнирно присоединен крюк d, пропущенный через водило. Во время работы брусок пружинит и удары смягчаются, что действует благоприятно на упряжных животных и сохраняет зубчатую передачу от поломки. При многоконных приводах следует применять уравнительную запряжку. К водилам присоединены угольники, к одному концу которых прикрепляются вальки запряжки, а к другому - тяги, идущие к шарнирному четырехугольнику, расположенному над серединой привода. Если одна из лошадей тянет сильнее, чем другие, то четырехугольник вытягивается в ромб (на фиг. 15 показано пунктиром) в сторону сильнее тянущей лошади; тогда отставшие лошади оттягиваются назад и невольно начинают тянуть дружнее.

3апряжка волов . Наиболее распространенной запряжкой для волов является запряжка в ярме, применение же хомута, распространенное в Америке, встречается в Европе реже. Вследствие запряжки волов парами обыкновенно и ярмо делается парное, так называемое венгерское ярмо (фиг. 16).

Верхняя перекладина делается изогнутой по форме холки; нижняя перекладина - подгорлица - также должна быть изогнута; стойки в виде дуг делаются с несколькими отверстиями для перестановки, чтобы подогнать ярмо к размеру животного; дышло присоединяется к верхней перекладине ярма посредством железного стержня. Для одиночной запряжки волов чаще применяется налобное ярмо (фиг. 17); давя на лоб, это ярмо приносит вред животному и понижает его работоспособность.

При запряжке в несколько пар волов, с целью равномерного распределения сопротивления машины, применяют особые системы запряжки. Наиболее проста запряжка системы Гроссул-Толстого, состоящая из нескольких уравнительных железных звеньев (штильваг ), соединенных цепями. На фиг. 18 представлена четырехпарная запряжка, состоящая из трех штильваг - а, b и с и четырех цепей - d, е, о и р.

Часто производится в ярмо, представляющее собою деревянный поперечный брус, естественно дугообразно изогнутый на обоих концах, которыми он кладется на переднюю часть горба; под конец бруса кладется мягкая подкладка, концы охватываются мягкими хомутами; к середине бруса присоединяется дышло орудия.

Запряжка верблюдов в косилку показана на фиг. 19, из которой видно, что на горбы надеваются лямки, а от них идут постромки к валькам.

Основным элементом конной сбруи является упряжь для лошади. Зная особенности представленного элемента, используя качественный материал и подгонку, опытные коневоды значительно облегчают содержание животных и их эксплуатацию.

Коневод должен хорошо разбираться в качестве и видах упряжи для лошадей

Из чего состоит упряжь для лошадей?

Стандартная конная упряжка состоит из следующих деталей:

  • Хомут. Его предназначение – передавать тяговые возможности на телегу или сани. Элемент следует надевать на шею таким образом, чтобы он не отягощал движение и дыхание лошади. Чересчур длинный или широкий хомут может привести к появлению повреждений на теле животного и способствует снижению тяговой силы. Для надежной фиксации элемента используют крепкую кожаную шлею, которая обеспечивает торможение.
  • Узда. Эта часть сбруи для лошади является самым сложным элементом упряжи. Она состоит из удил, поводьев и недоуздка. Оптимальным вариантом является использование походной уздечки, которая дает возможность везти животное параллельными поводьями. Вожжи могут быть выполнены из кожи или прочного текстильного материала.
  • Подпруга и седелка. Представленные части сбруи предназначены для удержания всего комплекта и передачи тягового эффекта на спину коня.
  • Шлея. Она фиксирует положения хомута при осаживании, замедлении или передвижении лошади на подъеме. Элемент сбруи подгоняется внатяжку, чтобы между седалищем и ободочными пряжками проходила ладонь. Шлея изготавливается из нескольких ремней.
  • Чересседельник поддерживает вес дуги, оглобли и хомута и передает часть тяги на седелку.
  • Подбрюшник. Этот элемент упряжи дополнительно фиксирует положение всей конструкции, проходит под подпругой и крепится краями на оглоблях.

Дуга посредством гужей фиксирует хомут с оглоблями и служит гасителем колебаний при резких толчках или рывках.

Лошади в хомутах

Виды сбруи

Упряжь должна быть выполнена из качественных материалов и подгоняться под индивидуальное строение лошади. Виды сбруи подразделяются на сельскохозяйственные, выездные и транспортные варианты. Они имеют разновидности по числу используемых коней: одиночные, парные и многолошадные варианты:

  • Одноконная русская или европейская упряжь. Данная конструкция может быть выполнена как с дугами, так и без них. Бездуговая модификация предполагает передачу главной тяжести повозки посредством шлеи. Вариант с дугами комплектуется хомутом, супонью, седельником, гужей, оглоблей и уздечкой со шлеей.
  • Постромочно -дышловой образец. В такой упряжке можно использовать как пару коней, так и одну особь. Эффективность животных заметно увеличивается, если надеть на них седелку и чересседельник.
  • Постромочная модель. Довольно простая, но не очень удобная в использовании упряжь. Тягу в этой конструкции обеспечивают постромки и хомут. Вариант требует оборудования повозки тормозной системой, во избежание травмирования коня.
  • Тачаночная вариация. Виды этой системы запряжки лошадей известны со времен, как люди начали массово использовать животных в различных отраслях хозяйства. Устройство состоит из постромковой части и дышла, но сегодня практически не используется.
  • Совмещенная упряжка. Классическая европейская конструкция с постромками и оглоблями. Виды представленной сбруи позволяют запрягать одновременно от 6 до 8 лошадей. Определяющую роль для правильной эксплуатации детали играет подбор животных по росту и силе. В авангарде повозки ставят выносливых особей, позади, подбирают пристяжных коней, которые определяют повороты телеги, а замыкают упряжь высокие крепкие лошади, отвечающие за торможение.

Лошадь в европейской упряжке

Исторические факты

Первые виды упряжи для лошадей известны с давних времен (согласно историческим находкам, части сбруи, найденные археологами, датируются двумя тысячелетиями до нашей эры). Большое значение коневоды придавали не только практичности и качеству сбруи, но и ее красивому оформлению. Чем богаче и значимее был владелец животных, тем красивее и ярче выглядело оснащение.

То, из чего состоит сбруя, играет важную роль в эффективности использования и влиянии элементов упряжи на состояние лошади. В Средневековье, оснащение драгоценными камнями и материалами сбруи, утратило актуальность, так как кони использовались по большей части в качестве грузового и рабочего транспорта.

Начиная с середины XVI века, снова вошли в моду качественные и красивые упряжи. Обусловлено это было появлением карет и конных экипажей, которые требовали соответствующего оформления.

Хотя сейчас лошадей во многих сферах заменили механизмы и автотранспорт, их использование полностью не утратило актуальность. Кони помогают людям в частном хозяйстве, развлекательной сфере. Широко используются животные в спорте и различных соревнованиях. Существуют даже состязания на умелое обращение со сбруей. Правильно надетая упряжь позволяет не только увеличить коэффициент полезного действия, но и сохранить силы и здоровье наших парнокопытных помощников.

Понравилась статья? Поделитесь ей