Контакты

Метод программированного обучения. Техника выполнения кувырка вперед

Это неотъемлемая часть занятий практически каждым видом спорта. Особая необходимость в совершенствовании техники плавных перекатов присутствует в таких видах спорта, как рукопашный бой, самбо, дзюдо, айкидо и многих других боевых искусствах.

Основа основ

Занимаясь боевым искусством, каждый ученик рано или поздно почувствует упражнение «кувырок вперёд» на практике. При освоении каждого приёма необходимо совершенствовать свою страховку, дабы адаптироваться под любые броски. Именно поэтому кувырок вперёд в группировке - это основа, которой должен владеть каждый. Человек, не способный вовремя сгруппироваться, теряет боевые свойства с первых попыток нападения противника.

Хороший кувырок - это безопасность занимающегося на протяжении всего занятия. При попытках выполнения переката вперёд важно не только внимательно слушать и выполнять указания тренера, но и самостоятельно руководить действиями или движениями любой группы мышц. Итак, как сделать кувырок вперёд? Начнём инструктаж!

Низкий кувырок: положение ног

Для профессионального овладения техникой хорошего кувырка важно научиться контролировать своё тело при небольших разворотах. Именно поэтому новичков сначала учат перекатываться в низком от татами положении, постепенно усложняя упражнение.

Ноги - это устойчивая опора нашего тела, поэтому от их постановки зависит дальнейшая траектория кувырка. Так как мы начинаем упражнение с низкого старта, важно принять правильную позу. Правая нога в согнутом состоянии упирается коленкой в татами. В это время левая нога, согнутая в колене, образуя прямой угол, упирается полной стопой в тот же борцовский ковёр.

Занимаясь правильной постановкой ног, необходимо учитывать особенности строения тела. Как правило, техника выполнения кувырка вперёд подразумевает произвольную постановку ног, в соответствии с вышеперечисленными критериями. Однако практика показывает, что наиболее оптимальный вариант выглядит следующим образом: левая нога выставлена вперёд без нарушения прямого угла в колене, а правая нога образует с ней перпендикуляр.

Низкий кувырок: положение рук

Следующее, на что необходимо обратить внимание, - положение рук. Техника выполнения кувырка вперёд с низких позиций подразумевает образование окружности посредством использования рук.

Представьте, что вы обнимаете невероятно большой воздушный шар. Для того чтобы сделать кувырок, вам необходимо развернуть ладошки от себя и поставить на татами рядом с коленом правой ноги. Невероятно важно прижать голову к груди - это спасёт вас не только от болезненных ощущений, но и от спортивных травм и переломов, которые незаметно могут подкрасться к любому новичку.

Подобное положение тела обусловлено тем, что ученику необходимо успеть во время кувырка так сгруппировать своё тело, чтобы полностью обезопасить себя от получения какой-либо травмы. А добиться успешного результата можно лишь при условии строгого соблюдения позиций, инструкций и регулярных тренировок.

Низкий кувырок вперёд: процесс освоения

Итак, перед выполнением этого сложного упражнения вы хорошо размяли мышцы шеи, рук, туловища, теперь можно приступить непосредственно к освоению переката.

Кувырок вперёд в упор присев преследует следующую цель: прокатиться по линии плеч, а также не уйти с ровной траектории кувырка. Как показывает практика, с первого раза никому не удаётся освоить это упражнение. Поэтому важно постоянно практиковаться и не останавливаться на достигнутом.

Толчком для переката служит сила правой ноги, что находится сзади. Как только вы почувствовали тягу, несущую вас вперёд, важно сразу плотно прижать подбородок к груди. Затем, стараясь не заваливаться на спину, довершить перекат до конца, останавливая ноги в том же положении.

Кувырок вперёд из стойки: положение ног

Как только при выполнении кувырка с низких позиций вы перебороли свой страх, можете пытаться делать перекаты из полноценной стойки на ногах. Важно также обратить внимание на то, что страховка с высоких позиций доступна лишь для тех, кто отлично выполняет упражнение из низкого положения. Поэтому, прежде чем «рваться в бой», стоит тщательнее отработать низкие кувырки, ведь в этом упражнении закладывается база.

Техника кувырка вперёд и назад предполагает одинаковую постановку ног. Положение стоп остаётся практически неизменным. Колено правой ноги смотрит вперёд и находится в перпендикулярном соотношении с линией татами. Левая же стопа может находиться как под углом в 90 градусов в соотношении с другой ногой, так и под углом в 45 градусов. Данный факт также зависит от особенностей строения.

Левая нога немного согнута в колене, что позволяет сохранять устойчивость при любой атаке. Правая нога отставлена назад и полностью выпрямлена в колене. Расстояние между стопами должно быть равно линии от пятки до колена. Проверить и отрегулировать положение ног в соответствии с данным положением очень легко: просто опустите правое колено к левой пятке. Соединились? Смело поднимайтесь, вы приняли правильную стойку!

Кувырок вперёд из стойки: положение рук

Методика обучения кувырку вперёд из стойки подразумевает выработку должной «твёрдости» рук. При выполнении данного упражнения также не стоит забывать об огромном воздушном шаре, который мешает нам согнуть руки в локтях.

Перед выполнением переката важно очень хорошо размять шею, уделяя внимание каждому её участку. Данное обязательство возникло в связи с высокой степенью риска получения травмы при освоении страховки. Если вам не хватило времени разминки для хорошего прогрева мышц (такое бывает у неопытных), поработайте с данным участком тела самостоятельно. Позднее, вы сможете привыкнуть к постоянному напряжению, которому подвергается каждая частичка шеи. Профессиональная техника выполнения кувырка вперёд требует значительных усилий и даже небольших жертв.

Кувырок вперёд из стойки: процесс освоения

Итак, вы полностью морально и физически готовы к совершенстованию страховки. Первый раз для каждого кажется страшным и опасным, однако несколько удачных попыток полностью меняют мнение в противоположную сторону.

Для совершения упражнения вам необходимо чуть присесть на колено сзади стоящей ноги, соответственно, немного согнуть колено передней - в зависимости от получившегося положения. Далее вы по той же траектории ставите «круглые» руки, соединённые в ладошках и повёрнутые локтями наружу, на татами. Голова плотно прижимается к груди, всегда помните об этом!

Затем вам необходимо лишь плавно оттолкнуться от ковра и прокатиться прямо вперёд. При выполнении данного упражнения техника кувырка вперёд и назад кажется необычайно трудной. Поверьте, даже если у вас не получается выполнение переката с десятого раза - тренируйтесь, и обязательно получится! Многие профессионалы своего дела, мастера спорта, тренеры, прежде чем начать занятия по освоению боевых приёмов, несколько месяцев отрабатывали страховку до идеального состояния.

А зачем она мне

Многое было сказано о страховке, приведена инструкция выполнения упражнения, описаны нюансы и так далее. Однако не каждый до конца способен понять, для чего же необходима профессиональная техника выполнения кувырка вперёд?

Для многих не секрет, что овладение страховкой и приёмами боевого искусства в первую очередь пригодится нам в бытовых условиях. И речь идёт не только о соблюдении пределов самообороны, но и важности кувырка. Неоднократно упоминаются случаи о том, что спортсмены, посвятившие всю свою жизнь бойцовскому ковру, использовали страховку, поскальзываясь на льду. Таким образом, отработанные до автоматизма движения тела и группировка мышц спасали человека от получения серьезных травм. Именно поэтому, если вы однажды научились координировать собственное тело, в дальнейшем можете не беспокоиться о получении переломов при падениях, ударах и других воздействиях - ваша техника кувырка этого не допустит! Теперь вы сможете легко рассказать о том, как сделать кувырок вперёд.

Обучение технике кувырка вперёд в группировке

Благодаря своей динамичности и эмоциональности акробатические упражнения являются эффективным средством физического воспитания обучающихся. При их выполнении воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата.

Большое значение акробатические упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, прыгучесть.

Кувырок – это вращательное движение тела с переворачиванием через голову и последовательным касанием опоры. Различают кувырок вперед, длинный, кувырок с прыжка, кувырок назад, назад согнувшись, кувырок с поворотом и т.д.

Кувырок вперед легче осваивается из стойки «ноги врозь с опорой на руки», опираясь на затылок и перекатом переходя в сед, затем - придя в упор присев. Далее можем перейти к целостному выполнению кувырка вперед. При изучении кувырка нужно обращать внимание на группировку, притягивание подбородка к груди и в финальной фазе – приход в упор присев руки вперед.

При изучении кувырка вперед преподаватель стоит от обучающегося сбоку на колене, одной рукой поддерживает его под плечо, а другой, подталкивая под колени, способствует выполнению вращения.

Этапы и методы обучения акробатическим упражнениям.

Процесс обучения отдельному упражнению, а следовательно, содержание и последовательность применяемых методов и методических приемов можно представить в виде трех тесно связанных друг с другом этапов. Каждый этап имеет свои методические задачи.

Основной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемых упражнениях. Обучающиеся должны познакомиться с гимнастической терминологией (упор присев, упор лежа, упор сидя и т.д.) Показ упражнения должен быть безошибочным, т.е. образцовым. Перед показом преподаватель обращает внимание обучающихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время исполнения они знали, на что обратить внимание.

Основной задачей второго этапа обучения , этапа разучивание акробатических упражнений, наибольшее распространение получил метод целостного выполнения упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. На этом этапе важен выбор наиболее эффективных методов обучения, уточнение представлений об изучаемом упражнении и устранении ошибок.

Каким бы полным ни было предварительное представление, оно не может быть абсолютно точным при исполнении. В первых попытках оно уточняется в результате непосредственно воспринимаемых ощущений. С этой целью применяется страховка. С помощью специальных приемов преподаватель помогает обучающемуся получить правильное ощущение, осознать своевременность и интенсивность главных усилий.

На третьем этапе используется метод, подводящих упражнений. Например, кувырок вперед можно разделить на ряд составных движений: упор присев (1), перекат вперед (2), группировка (3), упор присев (4), основная стойка (5).

Эти элементы изучают как отдельные, самостоятельные упражнения, а при обучении кувырку вперёд как «подводящие упражнения».

Методика обучения акробатическим упражнениям.

Большое значение в обучении акробатическим упражнениям имеют представления обучающихся о самом элементе, из каких частей он состоит, какова последовательность их выполнения, какие ошибки могут быть при их выполнении, поэтому преподаватель должен знать порядок усвоения составляющих данного упражнения. Прежде всего, обучающихся следует познакомить с простыми элементами как упор присев, группировка, перекат из различных исходных положений (И.п.).

Упор присев – присед, колени вместе, руки на полу, плечи над кистями, голова прямо. Из упора присев начинаются все основные акробатические упражнения.

Группировка – выполняется из упора присев, колени подтягиваются к груди, локти прижать к туловищу, кисти рук захватывают голень, спина круглая. Может выполняться из положения сидя, лёжа на спине.

Последовательность обучения:

Из упора присев, оттолкнуться руками от пола, принять положение группировки в приседе, округлив спину, находясь на всей ступне.

Из положения упора сидя сзади (руки в упоре за спиной) быстро согнуть ноги и сгруппироваться.

То же, из и.п. лёжа на спине.

Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движение и фиксируя положение группировки, включать в разминку перед выполнением акробатических упражнений и как “подводящее” упражнение для совершенствование более сложных.

Кувырок вперёд в группировке

Техника выполнения:

Из упора присев, подать плечи вперёд и перенести тяжесть тела на руки, выпрямляя ноги наклонить голову до касания подбородка груди оттолкнуться ногами и переворачиваясь через голову, сделать перекат, опускаясь на лопатки, спину, затем согнуть ноги, руки после отталкивания положить на голени, сохраняя группировку, прийти в упор присев.

Последовательность обучения:

1. Повторить движения в группировке, перекатах ранее выученных из различных и.п.

2. И.п. стойка ноги врозь лицом к мату, наклон вперёд, поставить руки на мат, подавая плечи вперёд, голову к коленям, держать.

3. То же подняться на носки, постараться увидеть верхнюю часть спины – держать.

4. И.П. стойка ноги врозь, опуская руки на мат перед собой, сгибая руки. Опускаясь на спину поочерёдное отталкивание ногами, руками выполняется кувырок вперёд в сидящую группировку.

5. И.п. то же кувырок вперёд в упор присев.

6. Из упора присев, оттолкнуться двумя ногами, подтянуть колени к груди - группировка.

7. И. п. упор присев - кувырок вперед в упор присев.

Упражнения 4, 7 в начале обучения выполняются с помощью преподавателя, чтобы избежать ошибки №1, 3 помочь обучающимся почувствовать движение плеч вперед, перекат на спину, отталкивание руками, ногами.

В большинстве случаев избежать типичных ошибок можно при многократном повторении элементов группировки и перекатов, используя разнообразные варианты их исполнения, поддерживая и развивая интерес обучающихся к известным упражнениям.

Техника выполнения. Из упора присев (с опорой руками впере­ди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на ру­ки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопат­ки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группи­ровку. Заканчивая кувырок, принять упор присев (рис. 73).

Последовательность обучения.

    Группировка из различных и. п.

    Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке.

    Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев.

5. Из упора присев кувырок вперед в упор присев. Типичные ошибки.

    Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

    Отсутствие отталкивания ногами.

    Недостаточная группировка.

    Неправильное положение рук.

    Опора руками сзади при переходе в упор присев. Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение

доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему на­клонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.

Кувырок в сторону

Техника выполнения. Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у пе­реката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение те­ла необходимо продолжить в том же направлении и, перевора­чиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.

Последовательность обучения.

    Группировка из положения лежа на спине.

    Из упора стоя на коленях перекат в сторону.

    Из упора стоя на коленях кувырок в сторону.

    Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.

Типичные ошибки.

    В начале кувырка рука не ставится на предплечье.

    Неплотная группировка.

Страховка и помощь. Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.

Стойка на лопатках согнув ноги

Техника выполнения. Стойка на лопатках выполняется пере­катом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затыл­ком подставить руки под поясницу (большими пальцами впе­ред), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упраж­нение для обучения стойке на лопатках (рис. 74).

Последовательность обучения.

    Из упора присев перекаты назад и вперед.

    Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.

    Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги.

Типичные ошибки.

    Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.

    Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.

    Туловище не принимает вертикального положения.

    Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.

Из стойки на лопатках согнув ноги перекатом вперед упор присев

Техника выполнения. Убрав руки с поясницы, начать пере­кат вперед, одновременно взять группировку. В конце переката

выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.

Последовательность обучения.

    Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.

    Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев.

    Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги (держать), перекатом вперед сед в группировке.

    Из упора присев перекатом назад стопйка на лопатках со­гнув ноги (держать), перекатом вперед, упор присев.

Типичные ошибки. Аналогичны ошибкам при выполнении стойки на лопатках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.

Страховка и помощь. Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор присев, подталкивая под спину или плечо.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока

Из упора присев кувырок вперед в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - перекатом вперед упор присев - кувырок в стороны в упор присев и о. с.

Из упора присев, разгибая ноги, переставить руки вперед, наклонить голову, переворачиваясь вперед с касанием лопатками мата, сгруппироваться, перекатом вперед прийти в упор присев.

Рис. 1. Кувырок вперед

Учебные задания:

1. Из седа на мате – наклон вперед, стараясь лбом коснуться ног.

2. Из седа на пятках – наклон туловища вперед, стараясь лбом коснуться коленей.

3. Из седа на мате – сед в группировке (выполнять медленно и быстро).

4. Из седа на мате в группировке перекат назад и возвращение в и. п.

5. Из упора присев перекат назад и возвращение в упор присев.

6. Из упора стоя ноги врозь кувырок вперед в упор присев.

7. С шага вперед кувырок вперед в упор присев.

8. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.

9. Три кувырка вперед в удобном темпе.

Проверка готовности.

1. Переставляя руки вперед, надо полностью выпрямить ноги.

2. Подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь.

3. Переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться.

Кувырок назад.


Из упора присев перекатом назад на пятки сгруппироваться, наклонив голову вперед, быстро перекатиться назад, при касании лопатками мата опереться руками за плечами на линии головы, выпрямляя руки и переворачиваясь через голову, прийти в упор присев.

Рис. 2. Кувырок назад

Учебные задания:

1. Из упора присев перекат назад с опорой согнутыми руками за головой.

2. То же с помощью. Помогающий стоит сбоку и в момент опоры на руки слегка приподнимает товарища за ноги, поддерживая его за бедро.

3. То же, но стремиться, опираясь на руки, оторваться от пола (мата).

4. Кувырок назад по наклонной плоскости. Наклонной плоскостью может служить мостик, на который положен гимнастический мат.

5. Из упора присев кувырок назад с помощью. Стоя сбоку, в момент переворачивания через голову обхватить товарища за туловище и приподнимая кверху помочь прийти в упор присев.

6. Кувырок назад самостоятельно.

7. Три кувырка назад в удобном темпе.

Проверка готовности. Обучающийся должен:

1. Уметь выполнить перекат назад в группировке.

2. Выполнять перекат назад в группировке необходимо быстро.

3. Заканчивая перекат, надо опереться ладонями за плечами, не касаясь предплечьями опоры.

4. При переворачивании следует быстро выпрямить руки.

Стойка на лопатках .

Закончив перекат назад, опереться ладонями о спину, разгибаясь, выпрямиться так, чтобы туловище и ноги были на одной прямой (рис. 3а).

Учебные задания:

1. Из положения лежа на спине головой к гимнастической стенке взяться руками за 2-ю рейку, согнуть ноги, колени приблизить к груди и вернуться в и. п.

2. Из того же и. п., сгибая ноги, поднять их вверх, перекатиться на лопатки и ногами коснуться стенки.

3. То же, но, разгибая ноги, коснуться ими стенки как можно выше.

4. Из седа – перекат назад в группировке; в момент опоры лопатками и шеей руки выпрямить и опереться ими о мат.



5. То же, но опереться согнутыми руками (плечами).

Рис 3. Стойка на лопатках

6. То же, но опереться плечами о мат, а ладонями в области поясницы. Выполнять с помощью, которую оказывают стоя сзади и поддерживая за бедра.

7. То же, но выпрямляя вверх туловище и разгибаясь в тазобедренных суставах (можно с помощью).

8. То же – самостоятельно.

9. Из седа перекатом назад с прямыми ногами стойка на лопатках без опоры ладонями о спину (рис. 3б).

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. При опоре ладонями о спину локти надо отвести назад.

2. Следует полностью разгибаться в тазобедренных суставах.

3. Перекаты назад уметь выполнять в группировке и согнувшись.

4. Выполнять стойку на лопатках без помощи рук (без опоры ладонями о спину).

Стойка на голове и руках .

Из упора присев, опираясь теменной частью (почти лобной), толчком ног поднять таз и ноги. Выпрямиться вверх. Сохранить равновесие. Тяжесть тела равномерно распределить на руки и голову.


Рис. 4. Стойка на голове и руках

Учебные задания:

1. Из упора стоя согнувшись спиной к гимнастической стенке переход в вис прогнувшись.

2. Из упора присев (сохраняя группировку) опереться головой (верхней лобной частью) о мат и равномерно передавая тяжесть тела на руки и голову перейти в стойку на голове и руках в группировке. Повторить задание 3 раза подряд; каждый раз держать стойку в группировке 3-4 сек.

3. То же, но, приподнимая ноги от пола выпрямить их в стойку на голове и руках. Упражнение делать с помощью партнера.

4. В стойке на голове и руках несколько раз согнуть ноги в положение группировки и выпрямиться в стойку на голове и руках.

5. То же, но у стенки с опорой о стенку спиной.

6. Стойка на голове и руках самостоятельно.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Между точками опоры (руками и головой) условно обозначается равносторонний треугольник.

2. В стойке тело прямое (ноги продолжение туловища).

3. Обучающийся должен уметь выполнять стойку на лопатках на полу и вис прогнувшись на гимнастической стенке.

Стойка на руках .

И. п. - руки вверх ладонями вперед. Сделав широкий выпад, наклониться вперед, опереться руками на ширине плеч. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках. Соединив ноги и сохраняя равновесие, выпрямиться вверх.

Учебные задания:

1. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках под углом 45-50º и вернуться в и. п.

2. У гимнастической стенки (лицом к ней) махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках и опереться о стенку ступнями ног. Обучение выполняется с помощью партнера, стоящего сбоку.

3. С помощью партнера выполнить стойку на руках.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. При опоре руками надо держать пальцы врозь и не подавать плечи вперед.


Рис 5. Стойка на руках

2. В стойке на руках следует максимально вытянуться вверх, не прогибаться. Смотреть на кисти рук.

3. Присоединять толчковую ногу к маховой нужно возможно позже.

Кувырок вперед из стойки на руках .


Рис. 6. Кувырок вперед из стойки на руках

Прежде чем обучать этому упражнению, надо научить занимающегося выполнять стойку на руках махом одной и толчком другой.

Учебные задания:

1. Махом одной и толчком другой стойка на руках с помощью и самостоятельно с опорой ногами о стену и без опоры. В стойке тело прямое, носки оттянуты, голова отведена назад.

2. Кувырок вперед с места.

3. Из стойки на руках с помощью медленное сгибание рук до касания мата затылком и лопатками (спереди от опоры) и возвращение в и. п.

4. То же, но быстро (с помощью). Страхующий, стоя сбоку, помогает, удерживая обучающегося за голеностопные суставы.

5. Из стойки на руках медленно:

а) опустить голову на грудь;

б) согнуть руки до касания мата затылком и лопатками спереди от опоры;

в) сгруппироваться и сделать кувырок вперед с помощью товарища.

6. То же, но быстро.

7. И. п. – руки вверх, левую вперед. Махом одной и толчком другой стойка на руках и кувырок вперед с помощью.

8. Махом одной и толчком другой стойка на руках и кувырок вперед.

Большой интерес представляет метод программированного обучения школьников. Для этого учитель предварительно разрабатывает обучающую программу, которая предусматривает проверку готовности учащихся к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п., а также серию учебных заданий и определение порядка перехода к следующему заданию. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, предусматривающие разделение учебного материала на части, или серии.

Обучение по алгоритму

Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, и каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладев первой серией, учащиеся могут переходить ко второй и последующим под контролем учителя или самоконтролем.
Первая серия учебных заданий включает упражнения для развития физических качеств, от которых больше всего зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия.
Вторая серия включает упражнения на основе исходных и конечных положений, которые используются в изучаемых двигательных действиях.
Третья серия предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих техническую основу изучаемого упражнения.
Четвертую серию составляют задания, связанные с приобретением умения оценивать свои действия в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий.
Пятая серия учебных заданий – подводящие упражнения или часть изучаемого двигательного действия.
Только после этого изучаются движения в целом.
Можно привести примеры нескольких программ организации уроков по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» с использованием метода программированного обучения.

Обучающие программы уроков гимнастики

Кувырок вперед

Техника выполнения. Из упора присев, разгибая ноги, перенести тяжесть тела на руки, наклонить голову вперед (кадры 1–2) ; сгибая руки, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову – сгруппироваться (кадры 3–4) ; выполнить перекат в упор присев – встать (кадры 5–6) .

При освоении кувырка вперед учащийся должен знать следующие правила:

1. При опоре на руки надо полностью разгибать ноги в коленях.
2. Подавая плечи вперед, наклонить голову на грудь.
3. Отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять плотную группировку.
2. Выполнять перекат в группировке.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1) ; наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2–3) ; разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4–5) .

При освоении кувырка назад учащийся должен знать следующие правила:

1. В упоре присев надо подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Учащийся должен уметь :

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Лазание по канату с помощью ног

Техника выполнения. В висе на согнутых руках (кадр 1) согнуть ноги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наружная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени другой (правой или левой) плотно прижимались к канату (кадр 2) . Разгибая ноги, подтянуться еще выше и, сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватиться руками выше так, чтобы остаться в висе на согнутых руках (кадр 3) . Далее при поднимании вверх все действия повторяются, а при опускании вниз чередуются в обратном порядке.

При освоении лазания на согнутых руках учащийся должен знать следующие правила:

1. Начинать лазание надо из виса на согнутых руках.
2. Захватить канат ногами нужно так, чтобы стопа и голень плотно прижимались к канату.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять простой вис и вис на согнутых руках в течение 5–6 сек. на гимнастической стенке.
2. Поднимать согнутые ноги в висе (6–8 раз).

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые вращения головой

Выполняются вперед, назад, влево и вправо с максимальной амплитудой

2. Пружинящие приседания

Приседать на всей стопе, ноги врозь

Из упора присев – руки вперед. Сгибание рук с наклоном головы вперед и возвращение в и.п.

3. Вращение кистей

Упор присев

Ноги поставить на ширине стопы, руки впереди на 20–25 см. Тяжесть тела быстро перенести на руки

Из о.с. принять и.п. в медленном, среднем и быстром темпе с фиксацией положения в течение 2 сек.

Из положения лежа на спине, согнувшись с опорой руками за плечами, – перекат вперед в группировке

III и IV серии

(III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение; IV серия – упражнения, направленные на приобретение умения оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий и управлять ими).

Выполняются в среднем темпе с сохранением плотной группировки

Из упора присев – перекат назад и возвращение в и.п.

1. Кувырок в сед

V серия – подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Выполняются с прямыми ногами из упора стоя, ноги врозь; при выполнении нельзя касаться головой мата

2. Кувырок вперед в сед в группировке, затем в упор присев

Выполнять из того же и.п., что и предыдущее упражнение с группировкой. Голову наклонить

3. Кувырок вперед с покачиванием

Выполнять из упора присев; переставить руки вперед, разгибая ноги, подать плечи вперед за линию рук и вернуться в и.п. После 2–3 повторений выполнить кувырок

4. Из упора присев – кувырок вперед

Из упора присев, ноги на ширине стопы, переставляя руки и выпрямляя ноги в коленях, выполнить кувырок вперед

Из о.с. – кувырок вперед, затем вернуться в и.п.

Два кувырка вперед

Выполнять без остановки

Кувырки вперед в быстром темпе

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые движения

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад.

Выполняются вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера

2. Вращение кистями

Выполнять, сцепив пальцы рук

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на второй – третьей рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке

Выполнять в прямом положении, локти прижаты к туловищу

Выполнять в быстром темпе.

Упор присев

II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений.

Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки

Из о.с. быстро и правильно принять и.п.

Перекат назад в группировке

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Из и.п. повторить перекат назад в группировке в и.п.

Из упора присев – перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев

То же, что в III серии

IV серия – упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими.

То же, что в III серии, в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки

Из о.с. – упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев

1. Опора руками за плечами

V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой.
То же – лежа на спине

2. Перекат назад в группировке и опора руками

Выполнить группировку из положения седа, ноги на ширине стопы. Перекат назад, опереться руками за плечами; возвратиться в и.п.
То же – из упора присев

3. Кувырок назад по наклонной плоскости

Из положения седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад

4. То же – в обычных условиях с помощью партнера

Из положения седа выполнить с помощью партнера кувырок назад (партнер при этом стоит сбоку и приподнимает одной рукой плечо выполняющего упражнение) в упор присев, встать

Из о.с. – упор присев (и.п.), кувырок назад, встать в о.с.

1. Два кувырка назад с паузой

VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Из упора присев выполнить кувырок назад, встать. Пауза 2 сек. Выполнить упор присев и кувырок назад

2. Два кувырка назад

Из упора присев выполнить два кувырка назад в упор присев с группировкой, колени врозь; после первого кувырка паузы не делать

Выполнить два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять на месте 2–3 сек.

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Из виса на согнутых руках перейти в вис

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для лазания на согнутых руках.

Выполняются медленно с разгибанием рук за 5–6 сек.

Выполнить 2–3 раза

2. Вис на согнутых руках

Удерживать положение в течение 4–5 сек.

Выполнить 2 раза

3. Поднимание согнутых ног в висе

Выполнять на гимнастической стенке. Ноги поднимать как можно выше и опустить в и.п.

Повторить 8–10 раз

4. Из виса сидя, ноги врозь, перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук – в вис стоя

Выполнять на канате

Повторить 2–3 раза

1. Прыжком принять вис на согнутых руках

II серия - упражнения на освоение исходных и конечных положений.

Выполнять на канате и удерживаться в положении виса в течение 4–5 сек.

Повторить 2–3 раза

2. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната

При правильном захвате палку нужно удерживать в вертикальном положении без помощи рук

3. Захват каната ногами

Выполнять, сидя на гимнастической скамейке

Выполнить 2 раза

4. Из виса на согнутых руках – захват каната ногами

Удерживать положение в течение 5–6 сек.

Выполнить 2 раза

Из виса на согнутых руках захватить канат согнутыми ногами и, разгибая ноги, сделать перехват руками

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы лазания, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Выполнить одно движение вверх и вернуться в и.п.

Повторить 2–3 раза

1. То же, что упражнение 1 III серии, но, сгибая ноги, захватить ими канат выше и вернуться в и.п.

IV и V серии – упражнения, направленные на приобретение умения управлять своими движениями, и подводящие упражнения

Повторить 2–3 раза

2. Выполнить 2–3 перехвата руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

3. Выполнить 4–5 перехватов руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

Лазание по канату на заданное расстояние

VI серия – упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Мальчики выполняют лазание на расстояние до 2,5 м, девочки – до 2 м

Выполнять самостоятельно

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.

Понравилась статья? Поделитесь ей