Контакты

Как правильно играть боем снизу вверх. Как изучать бой на гитаре

Итак, Вы наконец стали счастливым обладателем шестиструнной гитары? Поздравляем Вас! Впереди долгие удивительные вечера знакомства с музыкой, а также непрекращающегося исполнительского и творческого удовольствия! Осталось дело за малым – начать играть! Возможно, Вы даже успели «с головой» обложиться схемами в самоучителях и освоить основные аккорды, после чего перешли к тренировке пальцев, чтобы правильно зажимать разученные аккорды на грифе гитары. Но очень скоро Вы вдруг убедитесь, что даже очень проворная смена аккордов сама собой не складывается в песню – чего-то по-прежнему не хватает... Но чего? Конечно же – гитарного боя!

О чем идет речь? Давайте разбираться. Бой – один из главных приемов аккомпанемента на гитаре, при котором Ваша правая кисть вскользь, но достаточно резко ударяет по отдельным струнам либо по всем сразу, что приводит к звукоизвлечению. Этот прием имеет большое число отличающихся друг от друга вариантов. Некоторые из них весьма просты, и Вы их быстро разучите; другие, им в противовес – имеют высокую степень сложности, и чтобы овладеть соответствующей техникой, придется хорошенько потрудиться.

Со стороны все порой кажется на удивление просто: рука исполнителя движется то вверх, то вниз, ударяя по струнам и заставляя их звучать. Но когда начинающий гитарист приступает к первым попыткам самостоятельного воспроизведения музыки на гитаре, то зачастую сталкивается с рядом проблем. Например, концентрируя внимание на бое, забывает про своевременную смену аккордов. Либо – при неплохом контроле за аккордами, сбивается с ритма и ударяет по струнам невпопад.

Несмотря на то, что правая и левая рука гитариста выполняют разные функции – их действия должны быть согласованы. Не начинайте обучение со сложного боя. Как гласит русская народная пословица: «Простота – залог успеха». Некоторые новички учатся очень быстро – что называется, все схватывают на лету. Другим начинающим потребуется пройти путь обучения длиною в недели, а то даже и месяцы. Но в итоге, если Вы действительно всей душой хотите научиться играть на гитаре – эту науку Вы обязательно осилите.

Практика показывает, что научиться (и, кстати, довольно неплохо!) играть на гитаре могут даже те, у кого нет слуха. Да, такие люди вряд ли смогут идеально настроить гитару или подобрать любую мелодию на слух, но добиться добротной техники игры им ничто не помешает, будьте уверены. Необходимо лишь желание.

А теперь вернемся к вопросу гитарного боя. Не стремитесь сразу же, буквально с наскока, изучить какой-то замысловатый бой. Двигайтесь от простого к сложному постепенно – набирайтесь опыта не торопясь. Начинающим рекомендуется вообще начинать с простейшего «вниз – вверх». Проигрывайте это упражнение четное число раз на каждом аккорде. Будет замечательно, если при этом Вы будете вести счет. Рука скользит по струнам вниз – счет «раз»! Возвращается, касаясь струн, вверх – счет не меняется. Рука снова уходит вниз – счет «два»! Возвращается вверх – счет не меняется.

Не так уж сложно, не правда ли? Вскоре Вам захочется сделать свой бой более красивым. Пожалуйста. Для этого попробуйте не касаться струн при возвращении руки вверх (когда счет не меняется). Вам придется всего лишь отводить руку на небольшое расстояние от струн, не сбивая при этом привычного счета.

Ну что ж. Основы заложены. Желание и усердие – и вскоре Вы обязательно добьетесь ощутимого прогресса в игре на шестиструнной гитаре! Ваша цель – максимально синхронизировать действия обеих рук при игре на инструменте. Однако в данном обзоре, посвященном гитарному бою, действия правой руки нас интересуют в первую очередь.

Четверка (4)


Самый легкий и распространенный гитарный бой, при помощи которого исполняется, вероятно, вообще около 50% всех существующих песен. Его также называют «блатным» боем. Играется он по следующей схеме: большим пальцем вниз – указательным вверх – с заглушкой большим пальцем вниз – указательным вверх.

Шестерка (6)


Такой бой мы получим, немного видоизменив четверку (4) и ускорив ее темп. Схема игры: 2 удара вниз – 2 удара вверх – 1 удар вниз – 1 удар вверх. На втором и пятом ударе можно добавить заглушку. Такой бой также называют «эстрадным», он объективно выигрывает в красоте по сравнению с четверкой (4).

Восьмерка (8) - испанский


Бой с более интересным ритмическим рисунком. Кстати, этот вариант еще известен под названием «испанский». Схема игры: 2 удара вниз, 1 вверх – 2 удара вниз, 1 вверх – 1 удар вниз, 1 вверх. При той же схеме можно использовать заглушку.

И другие, не менее популярные:


Так же в разных источниках Вы можете встретить такие варианты боя, как «рэгги», «тройка», «румба», «чеченский», «кантри», а также бои, названные по имени определенного исполнителя (Высоцкий, Розенбаум и т. д.). Но по сути, все это лишь разновидности уже известных нам боев. На портале «Гитаранск.ру» Вы можете детальнее ознакомиться с видами гитарного боя на приведенных схемах и видео. Успехов Вам!

Аннотация: Если вы еще не научились играть боем, данная статья поможет Вам! Прочитав эту статью, Вы научитесь читать и играть гитарным боем. Рекомендуется для начинающих гитаристов, и для тех, кто не знает, как читать бой.

Гитарный бой – это самый простой и распространенный способ игры на гитаре. Бой используется в огромном количестве , при этом, существует великое множество .

Гитарный бой - условные обозначения

Бой принято обозначать трема рядами символов:

  • Первый ряд и символ: I – является обозначением для действий указательного пальца правой руки. Знак ^ обозначает удар вверх, v – естественно вниз, а знак Х означает, что мы должны ударить по струнам вниз и сделать заглушку звука струн ребром ладони.
  • Второй ряд и символ: Р – обозначение действий для большого пальца правой руки. Если Вы увидите, рядом с буквой Р знак ^, то Вам необходимо сделать защип одной басовой струны (струны басс – 6,5 и иногда 4). Т.е, Вы задеваете струну, и останавливаетесь на следующей струне (более тонкой). Символ | обозначает, что Вам необходимо сделать такое действие, как скольжение большого пальца вниз по струнам, задевая несколько басовых струн.
  • Третий ряд и символ: L – Производит описание игры левой рукой. Обозначения символов: v – в момент удара правой рукой, струны должны быть сильно зажаты. x– струны отпущены (т.е пальцы просто лежат на струнах), при ударе по струнам, получается заглушенный звук. ^ - хорошенько прижимаем струны, делаем удар и после медленно отпускаем (примечание : данный знак, относится только к струнам, по которым Вы бьете (играете) указательным пальцем правой руки).

В каждом ряду, присутствует символ -, который отвечает за длительность удара.

Примеры обозначения боя:
I-^--v---v-x-v-^-v---
P-^------------^-----
L-v--v---v-x-^-v-^---

Усвоили? Если да – отлично! Если нет, то прочитайте еще раз, далее мы будем пробовать играть боем!

Обучение игре боем на гитаре

И так, берем гитару (В прошлом уроке, мы поговорили о том ). Зажимаем любой , и пробуем бой, который мы описали выше.

Первое значение букв I - ^, P - ^, L – v. Следовательно, нам необходимо хорошенько прижать струны, дернуть бас и ударить вверх. Дальше, значение I становится v, P – пустое, L – v. Т.е Мы хорошенько зажимаем струны и бьем указательным пальцем вниз. Далее I – x, P – пусто, L – x. Следовательно, нам необходимо ударить по струнам (на которых просто лежат пальцы) и заглушку ладонью руки.

Вот так, читается и играется бой. Ничего сложного в этом нет, главное натренировать пальцы рук!

Еще в средние века смелые, отчаянные и отмеченные Амуром молодые люди пели своим любимым под окнами серенады. Время шло, к композициям добавились музыкальные инструменты, лидирующую позицию среди которых занимает гитара. О, эта шестиструнная повелительница сердец миллионов! Ее звуки лечат душевные раны. Она объединяет людей всех возрастных групп, города, страны и даже континенты. Именно благодаря гитаре у нас есть потрясающие рок-коллективы (как-то тяжело представить себе музыканта, выдающего бешеные ритмы на... арфе).

Как изучать? С чего начать?

Первый "бой" - он легкий самый

Считается, что самый простой бой на гитаре - это тот, который ученику поддастся быстрее всего. Вообще, существует несколько довольно легких его вариантов. Одним из наиболее простых является следующий: пальцем руки ударяем вниз по струнам, небольшая пауза (как раз, чтобы отнять палец от струн), затем повторный вверх, но уже с заглушкой, и последним является элемент "удар сверху вниз". Схематично можно изобразить так:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх_ опять Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх и т. д.

Бой "восьмерка"

Второй по списку легкий бой на гитаре для начинающих исполняется следующим образом: указательным пальцем ведущей руки проводим вниз по струнам по порядку два раза, после идут два аналогичных движения снизу вверх без отрыва от струн и остановок. Затем следует комбинация вниз-вверх.

Данный для начинающих схематично выглядит так:

Вниз _ Вниз _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Вверх и снова сначала.

Иногда для ритма может добавляться седьмой ход - удар по струнам вниз. При этом изначально (в процессе изучения) тут может не быть абсолютно никаких глушений. Потом, постепенно, их можно добавить.

Тогда схема слегка поменяется:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Заглушка _ Вверх.

Данный бой на гитаре для начинающих еще называют "универсальным", или "восьмеркой". Последнее название появилось в результате подсчета количества движений, которые необходимо выполнить для одного цикла боя.

Для того чтобы "отточить" технику, необходимо следовать правилам:

  • не торопиться;
  • считать;
  • тренироваться.

С практикой придет и умение. Комбинировать с техниками получается довольно хорошо у тех, кто достаточно долго тренировался и поднаторел в искусстве игры на этом волшебном шестиструнном инструменте. Заглушка при игре боем может выполняться либо большим пальцем, либо ребром руки - все зависит от метода исполнения той или иной композиции.

Для того чтобы узнать, как играть на гитаре: боем, перебором или комбинированным вариантом, можно обратиться к помощи все тех же ресурсов: самоучителю или друзьям, прекрасно освоившим данное искусство.

Напрасно начинающие играть на гитаре изначально учат аккорды, а затем только пробуют их ставить, думая, что сразу и получится красивая игра. Гитарные струны немного трудно поддаются дрессировке, поэтому для того, чтобы с ними подружиться, нужно освоить в первую очередь некоторые способы, в первую очередь технику боя .

Немного о приемах

Классическая игра подразумевает, что человек станет изучать ноты и таким образом, зажимая нужную струну в нужном месте, начнет извлекать звуки. В результате и получится стройная игра.

Но есть путь несколько упрощенный – играть боем . То есть по струнам музыкант должен ударять практически всей кистью правой руки. Необходимо освоить несколько методов, в результате которых может получиться неплохой аккомпанемент.

Какие существуют бои?

Сразу оговоримся, что названия условны. То есть, нет очень точной классификации, а есть просто общепринятые названия. Ими пользуется большинство любителей, но не профессионалов-гитаристов.

  • Под Высоцкого;
  • Тройкой;
  • Шестеркой;
  • Без глушения;
  • С приглушением;
  • Ровный бой;
  • Испанский (восьмерка);
  • Блатной.

Это не весь список. Есть еще и другие, но перечисленные чаще всего встречаются . И для начала нужно изучить некоторые из них. Несколько названий начинающему гитаристу ни о чем не скажут. Но, например, «под Высоцкого» или «блатной», «испанский» — более или менее известные понятия.

Как научиться играть боем?


Только выучив самые известные аккорды, начинающий музыкант пробует их ставить. Понятно, что если бить по струнам со всего маху, то ничего не получится. Нужно попробовать подчинить себе руку, чтобы она в дальнейшем могла точно и мягко извлечь звук из инструмента . Собственно, и выражение «играть боем» немного неправильное. Гораздо правильнее назвать этот прием ритмическим рисунком. Существуют несколько схем, которые без труда можно встретить в любом самоучителе.

Рисунок, или как мы называем бой, создается из определенного количества ударов и пауз между ними. Мы зажимаем левой рукой гриф, то есть ставим аккорды, а правая уже делает из них мелодию.

И тут самое важное – иметь хорошее чувство ритма. А иначе нормальная игра на гитаре не получится. В основном этим способом пользуются, когда учатся играть на акустической гитаре. Здорово же, применив тот или иной прием, спеть в хорошей компании знакомую песню, которую подхватят все. Или даже исполнить что-то свое.

Можно научиться исполнять не только дворовые песни, но и выучить такой способ боя, который позволит сыграть рок, джаз . Например, испанский, поможет вам одолеть стиль кантри. Вообще, испанский стиль очень интересен, жаль, что его не так часто используют, как хотелось бы.

Наиболее известные обозначения :

  • V – Удар по струнам вниз, начиная от шестой;
  • ^ — Удар вверх, от первой;
  • х – Приглушение ребром ладони.

А теперь самые известные схемы :

  • v v v ^ v – самый известный способ.
  • v ^ v ^ v – играть нужно так: удар вниз, потом вверх, снова вниз, вверх. Закончить ударом вниз.
  • Если попробовать приглушить рукой струны, то можно получить вот что :

  • v ^ vх ^ v ^ vх ^ — такую игру мы получим, используя метод приглушения звука.
  • v vх ^ ^ vх ^ — знаменитая «шестерочка». Красивый и немного сложный ритм. Но выучить его стоит.
  • v v v ^ ^ v v – тоже не слишком легкая методика, но очень распространена как у любителей, так и у профессионалов.


Вот такие самые известные виды. А, впрочем, здесь можно бесконечно экспериментировать. И, разучивая все более новые аккорды, можно составлять из них огромное количество комбинаций.

Начинать музицировать можно в любом возрасте, и боем всегда можно научиться исполнять любимые произведения.
Новичку вполне достаточно приведенных выше разновидностей боя. Но есть еще несколько сложный испанский бой. Это достаточно интересный прием, называемый еще расгеадо (веер). И у него также есть свои виды. Игра на гитаре в таком стиле — это уже начало более осмысленных действий, нежели простое бренчание .

Тут можно перечислить следующие виды: расгеадо восходящее (кистью руки сверху вниз), нисходящее (понятно, что исполняется снизу вверх) и кольцевое (игра сочетает и первый и второй виды боя).

Бой немного сложный для начинающих, но, освоив его, можно легко произвести впечатление на своих слушателей.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Чтобы научиться играть боем на гитаре, необходимо уметь играть не только на гитаре, но и немножко на барабанах. Бой – это совокупность отдельных штрихов, которые соединены в ритмический рисунок. Во многом его характер зависит от конкретного стиля (танго, марш, регги, поп, рок, фламенко) и размера (6/8, 4/4, 2/4). Также нужно уметь различать партии ритмического аккомпанемента для гитары в инструментальном окружении (диксиленд, оркестр, группа) и одной гитары.

Ритмические рисунки

С чего же можно начать обучение игры боем? Как бы странно это не звучало, отложите гитару в сторону и ознакомьтесь с основами ритмики. Для этого проанализируйте размер и длительности в упражнении 1, а потом прохлопайте в ладоши, ритмические фигуры, которые записали. Только не пугайтесь нотной записи, если вы ее еще не знаете, то как раз пришло время разобраться.

Размер 4/4 в такте четыре доли, каждую из них отсчитывайте ударом ноги и проговаривайте 1 и … 2 и … 3 и … 4 и … В первом такте четыре четвертных ноты, это значит, что на каждый удар ноги (долю) необходимо сделать 1 хлопок. Нужно четко придерживаться ритма.

Если вы поймете рисунок первого такта, можете приступить ко второму. В нем на каждая доля такта соответствует двум восьмым нотом. Вот как это выглядит на счет: на “1″ (с ударом ноги одновременно) – первая восьмая нота, “и” (поднимите ногу) – вторая восьмая. То есть, два хлопка на каждый удар ноги.

В 3-ем такте происходит чередование двух восьмых нот и четвертой. Вот как это выглядит на практике: первая доля – “1 и” (с ударом ноги одновременно хлопок), вторая доля (восьмые) – на “1” (с ударом ноги одновременно первая восьмая), на “и” (поднимите ногу вторая восьмая). Третью долю нужно играть как первую, четвертую как вторую. Получается 1 длинный хлопок (1 и), потом 2 коротких (“2” – хлопок, “и” - хлопок) и снова длинный (3 и) и 2 коротких (4 и).

После этого следует повторить рисунок в четвертом такте. Это и есть ритм боя, который рассматривается в упражнении 4. Первые 3 доли такие же, как и 2-ром такте. Восьмые – два хлопка на каждый удар ноги, 4-тая доля (4 и) – четвертная нота, 1 хлопок на удар ноги.

Учимся играть боем на гитаре - упражнение 1

Теперь выученные рисунки можно сыграть на гитаре. Каждое упражнение рассматривается на примере одного аккорда Am. Это делается для того, чтобы вы сконцентрировались на освоении приема.

В нотах, латинскими буквами указывается, какими пальцами необходимо ударять по струнам (см. рисунок с рукой). Стрелочка показывает направление удара – вверх или вниз. Вверху над каждым ударом обозначается доля такта.

Первый такт следует играть переменным штрихом четвертными, большим пальцем р удар вниз (1 и), потом указательным пальцем i удар вверх (2 и) и также третья и четвертая доля. Второй такт этим же штрихом, только теперь восьмыми на “1” удар вниз р, на “и” удар вверх i. На каждый удар ноги (долю такта) приходится 2 удара по струнам. В 3-ем такте чередуйте четвертную и восьмыми – большим пальцем вниз один длинный удар (1 и) и указательным вверх два коротких (на “2” – удар и на “и” - удар).

Учимся играть боем на гитаре - упражнение 2

Данное упражнение создано для освоения глушения струн, чем очень часто пользуются во время игры боем. В упражнении его обозначают символом Х, который стоит вместо нот. Аккорд не снимают с грифа, пальцы левой руки должны сохранять аппликатуру аккорда, в нашем случае Am, а правая приглушает струны.

Более подробно: перед ударом по струнам указательный палец (i) находится в согнутом состоянии, а когда происходит удар, выгибается в плоскости струн. И этот же момент за ударом положите ладонь на струны, пальцы выпрямите. У вас должен получиться короткий глухой звук, без посторонних призвуков.

Чтобы вам было проще освоить бой, необходимо взять его первую часть и проработать отдельно (первый такт упражнения). На первый удар ноги (долю) идет 2 удара по струнам на “1” большим пальцем вниз, а на “и” указательным вверх. На второй удар ноги (2 и) – глушение (один удар) и так далее.

Теперь полностью бой, вспомните ритмический рисунок из четвертого такта первого упражнения. 1 доля “1” – p вниз, “и” – i вверх; 2 доля – “2” –i вниз глушение, “и” – i вверх; 3 доля – сделайте 2 удара, как в первой доле; 4 доля – i вниз глушение “4 и” один удар.

Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше. Все нужно довести до автоматизма, чтобы никакая мелочь не отвлекала. Также полезно послушать, как профессиональные гитаристы играю аккомпанемент, проанализировать рисунки и в будущем применять их самому.

Понравилась статья? Поделитесь ей